X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Рукокрылые братья наши

Олег Орлов, старший научный сотрудник института биологии ТюмГУ, летом по вечерам дома бывает редко. Они с женой Марией садятся в машину и едут спасать летучих мышей.

Горожане и не подозревают, что популяция некоторых видов летучих мышей в окрестностях Тюмени достигает нескольких тысяч. И некоторые из рукокрылых по неизвестным причинам все чаще врываются в человеческие жилища. Залетают в форточки, в открытые окна. Заплутавших мышей надо спасать, чем и занимаются Орловы.

Сейчас у них живут две летучих мышки как домашние питомцы. Для них приспособили коробку из-под обуви, выстелив ее стенки салфетками из микрофибры. Картонный домик выполняет роль укрытия или пещеры. Рукокрылые в нем спят вниз головой, зацепившись за ткань салфеток.

Большая мышка, ее назвали Олей, появилась у Орловых 6 июня, у нее повреждено крыло. Олег хотел передать в реабилитационный центр при московском зоопарке, но помешал карантин. Потом оказалось, что в Тюмени нет ветклиники, где оказывают помощь экзотическим животным. Пришлось самим настраиваться на сложную операцию.

— Решение о необходимости оперировать дома приняла жена, — рассказывает Олег Леонидович. — Все манипуляции на суставе они провели совместно с аспирантом ТюмГУ Николаем Анисимовым. Он тоже биолог, хотя и занимается исследованием совсем в другой сфере, изучает иксодовых клещей. Но биолог — он, как говорится, и в Африке биолог. Строение живых организмов знает. Оставалось только более детально проконсультироваться с ветеринарами. Откладывать было нельзя. Eсли бы мышку не прооперировали, она бы погибла. К тому времени она уже была сильно истощена, у нее почти не осталось шерстки.

Денис Моргунов

Операцию проводили в режиме онлайн-конференции. Все прошло хорошо. Рана у Оли уже затянулась, полностью восстановился волосяной покров, появился хороший аппетит.

Второго детеныша летучей мыши Орловы привезли из Винзилей. Eго нашли во дворе одного из дачных участков. Хозяева позвонили спасателям, а те дали телефон Орловых. Мышонок был настолько маленький, что даже зубов для самостоятельного пропитания у него почти не было. За две недели Арнольд (так его назвали) подрос и стал шустрым. Разгрызть целого американского таракана (его любимое лакомство) пока не может, зато с половинкой справляется быстро. Мышонку недавно исполнился месяц, половозрелым он станет только через год.

— Летучие мыши этого вида обычно живут до семи лет, но есть примеры — и до 12 лет, — рассказывает Олег Леонидович. — По сравнению с обычными мышевидными грызунами, которым отпущено года три жизни, это настоящий рекорд. Но есть среди рукокрылых и долгожители, например, сибирские ночницы доживают и до сорока.

Орловы надеются, что Арнольда им удастся поставить на крыло и отпустить. Правда, для этого надо еще научить его летать. Поэтому двух мышек держат вместе, чтобы они общались. Eсли бы малыш жил один, ему было бы сложнее адаптироваться.

Когда после нескольких поездок у Орловых скапливается много летучих мышек, они организуют их выпуск на волю. В таких случаях берут с собой и Арнольда. Пусть посмотрит на старших товарищей. Ведь детеныши учатся, глядя на старших. Однажды после такого обучения Арнольд попытался сделать несколько взмахов. Но теперь, сетует Олег Леонидович, снова отказывается летать. То ли не хочет (а зачем: тепло, уютно, еду приносят), то ли забыл.

— В московском зоопарке для детенышей летучих мышей построен специальный разлетник, — рассказывает Орлов. — Там содержатся самки с детенышами, туда же подселяют и тех малышей, что остались сиротами. Находясь в одной среде, все вместе учатся летать.

Параллельно с рассказом о своих питомцах Олег Леонидович начинает их кормить. Большая мышка вначале достала припрятанную в складках тканевой салфетки половинку сухого таракана. Погрызла-погрызла, да и выплюнула. Не понравился. Зато живого таракана приняла с удовольствием. Вцепилась в него, как крокодил в жертву, — не оторвать. Малышу же пришлось подсказывать, где находится еда, тыкать мордочкой. Чтоб маленькие зубки раскусили хитиновый панцирь, большого таракана разрезали на две части. И пока Арнольд сражался с одной половинкой насекомого, другая — с головой и передними лапками — пыталась сбежать из коробки. То еще зрелище.

— А что вы удивляетесь, — смеется Олег Леонидович, — у Мюнхгаузена, например, была половина лошади.

Только за прошлый месяц Орловы благодаря своим загородным экспедициям спасли около двух десятков летучих мышей. Говорят, что в этом году популяция рукокрылых увеличилась и мыши стали еще чаще появляться рядом с человеческим жильем. В природе у них почти нет врагов. Размножайся и размножайся. Они не знают, что такое страх. По словам Орлова, у этих удивительных животных, в отличие от многих других, даже отсутствует крик тревоги. Писк для них — сигнал интереса. Eсли сородич кричит, все слетаются посмотреть, что происходит. Совсем как люди.

***
фото: Спасенные мышки ;Олег Орлов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта