X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

«Конек» хромал, но дошел до финиша

Публика довольна всеми спектаклями фестиваля «Золотой конек».

Председатель жюри Ирина Мягкова поблагодарила тюменских зрителей за отзывчивость. И это правильно. Перед критическим разбором спектаклей артисты получили поддержку зрителей и могли быть уверены, что уж кто-кто, а публика точно на их стороне.

Также Ирина Григорьевна поблагодарила участников — за самоотверженность. Рисковали все: и те, кто был уверен, что везет на фестиваль шедевр, и те, кто предполагал разгром, однако взошел на сцену, как на эшафот.

Третья благодарность — организаторам: за то, что сумели провести фестиваль в экстремальных условиях. Под экстримом привычно понимаем нехватку денег, однако были дополнительные трудности, связанные с двойным переносом сроков проведения «Конька».

Четвертая благодарность — членам жюри: сумели провести фестиваль и обсуждение и вынести решение. Это не пустые слова. Смотреть все спектакли — дело не только приятное, но и мучительное; обсуждения бывали жаркими, в особенности обсуждение томского спектакля; и, судя по списку награждений, члены жюри нелегко достигли согласия.

Главный организатор «Конька», директор тюменского драмтеатра Владимир Коревицкий добавил пятую благодарность — деловым и информационным партнерам.

Церемония награждения прошла как обычно, в меру скучно, с концертными номерами, которых могло бы и не быть.

Традиционную награду «Надежда» получил Михаил Заец, с недавних пор очередной режиссер тюменского драмтеатра, за спектакль «Момо», поставленный в екатеринбургской «Волхонке».

Актера Леонида Окунева номинировали на «лучшую мужскую роль первого плана», однако победил Олег Шапков из нижегородского «Zоопарка», и следует признать, при всей нашей любви к уникальному артисту Окуневу, что жюри рассудило справедливо.

Практически вне конкуренции Наталья Бахарева, получившая награду «лучшая женская роль первого плана» за спектакль «Психоз. 4.48». Лучшим спектаклем признали узбекскую «Медею». Решение странное, поскольку, полагают многие, на фестивале не было ни одного спектакля, достойного «Гран-при», кроме пермского «Черепа из Коннемары».

Судьи решили не награждать «Череп», поскольку это — старый спектакль. Ему не досталось даже специального приза. Зачем же тогда он участвовал в конкурсе? Понятно желание показать в программе одну из лучших постановок по Макдонаху, наконец-то познакомить тюменцев со знаменитым ирландским драматургом. За это — большущее наше мерси. Однако, как говорится, осадок-то остался. И у публики, и у пермского театра «У моста».

«Медея» — хороший спектакль, но «Гран-при» ему не по размеру. Вероятно, у критиков были резоны для такого решения. А те, кому «Медея» понравилась больше других конкурсантов, могут похвалить свой тонкий вкус и разделить радость с победителем.

«Безымянная звезда» Колядатеатра прошла по другой орбите, не пересеклась с кругом критических предпочтений. Только актриса Любовь Кошелева, исполнительница роли Мадам Ку-ку, удостоилась номинирования, и только: награду за «лучшую женскую роль второго плана» отдали актрисе из новосибирского «Глобуса» Наталье Тищенко.

На прошлом «Коньке» Наталья получила такую же награду. Новосибирская актриса, несомненно, заслужила победу, но не меньше, чем Любовь Кошелева, и не меньше, чем другая новосибирская актриса, Наталья Пивнева в роли Маши («Пять пудов любви»). В данном случае они равны. А вот в прошлый раз Наталья Тищенко претендовала на «лучшую женскую роль первого плана», тогда как жюри почему-то перенесло ее во второй план.

Глупо догонять ушедший поезд. Помахав платочком последнему вагону, этим же платочком утру слезы. Лучшим исполнителем мужской роли второго плана признали Александра Калашниченко

за роль Чудика в пермском спектакле «Охота жить!..» Чудик был чудесный. Но спектакль — ужасный. Стыдно отмечать его даже таким, невинным, вроде бы, образом. Получается, что заодно благословили режиссера-постановщика спектакля и худрука театра Михаила Скоморохова: продолжайте ваши деревенские игры.

Между тем, у Александра Калашниченко были достойные конкуренты, Никита Сарычев из «Наивно» и Александр Фукалов из «Момо», а также «забытые» критиками Сергей Федоров (Начальник вокзала в «Безымянной звезде») и Владимир Майзингер (Вован в спектакле омской драмы «До последнего мужчины»).

Курганская «Ночь любовных помешательств» неожиданно удостоилась специального приза за актерский ансамбль. Хорошие актерские ансамбли были в «Наивно. Syпер», «Я была в доме и ждала, чтоб дождь пришел», «Медее», «М-П», «Безымянной звезде», «Птице Феникс». А «Ночь» явно претендовала на «лучшую сценографию». Тем не менее, сценографию курганского спектакля даже не номинировали. Награду получил эклектичный спектакль омской драмы «До последнего мужчины».

Второй спецприз жюри — за лучший спектакль по современной пьесе — достался челябинскому спектаклю «Я была в доме…»

Напомню, фестиваль ориентировали на современную драматургию. В этом был риск, и отчасти он оправдался.

Лучшей режиссерской работой признали работу Линаса Зайкаускаса в постановке «Пять пудов любви» новосибирского «Старого дома». Это одно из самых спорных решений, но как раз мне оно по вкусу.

Трудно сказать, какая картина сложилась бы в случае приезда на «Конек» всех запланированных и заявленных в прошлом году спектаклей. О постановке омского Пятого театра «От красной крысы до зеленой звезды» сказано, что показ отменили по техническим причинам (на самом деле виноваты организаторы фестиваля).

Выпали из программы петрозаводский, красноярский, питерский спектакли, а также конкурсанты из Польши и США. Организаторы не достигли договоренности с театром Елены Камбуровой, поэтому мы не увидели «Абсент», а этот спектакль мог бы повысить уровень программы.

Из-за болезни актера отменили тобольское «Дело».

Из-за переноса сроков произошли замены трех спектаклей и некоторых исполнителей.

Вместо выбывших из конкурса, словно в насмешку, появились плохие спектакли из Томска и Уфы.

Были накладки. Пожалуй, слишком много накладок. Были ошибки. Очень не повезло Магнитогорску, и даже в такой мелочи: на фестивальной растяжке его написали как «МагнитоРгорск», и эта лишняя «Р» красовалась перед входом в театр все дни «Конька».

В общем, «Золотой конек» прошел традиционно. Теперь можно отдыхать до следующего.

***
фото: только что актриса из Каменска-Уральского Наталья Бахарева получила из рук Анатолия Омельчука приз за лучшую женскую роль первого плана;«Зори Тюмени» танцуют для гостей фестиваля;на сцену пришел… Конек-Горбунок;внизу – диплом получает режиссер спектакля «До последнего мужчины» Анна Бабанова (омский Академический театр драмы);тюменский режиссер Михаил Заец со своей наградой – зал уже опустел, фестиваль-2009 стал историей…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта