X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

О пользе общих собраний

Партсобрание, отмыв денег, пир во время чумы. Так говорили о форуме «Театр — время перемен» некоторые из его участников. Некоторые, не все.

В этом грандиозном форуме, длившемся в Екатеринбурге с 26 по 30 января, участвовали около 500 человек, представители театров Уральского федерального округа. Вряд ли все 500 терзались мыслью о пущенных на ветер деньгах. А пользу рассматривали просто: встретились в своем кругу, вот и польза.

Поговорили о проблемах, обсудили положение, узнали что-то новое, перетряхнули что-то старое, проветрили штаны и голову.

Тюменцы тоже участвовали в форуме. По словам очевидца, большое впечатление произвел директор тюменского театра драмы Владимир Коревицкий. Когда он вышел выступать, присутствующие радостно ахнули: импозантный, эффектный мужчина. Какие, однако, бывают театральные директора! Одним своим видом Владимир Коревицкий внушил коллегам оптимизм.

Может быть, вы думаете, что я иронизирую, но нет, нисколько. Напротив, горжусь тем, что у нас такой директор театра, на зависть всем.

И я не разделяю мнения о бессмысленности форума. В нем приняли участие не только руководители и актеры, которые и так имеют возможность время от времени выезжать из дома, знакомиться с театральной обстановкой в других регионах. Ценно, что пригласили работников театра, обделенных творческими командировками: декораторов, костюмеров, постижеров, осветителей, конструкторов кукол, заведующих постановочной частью. В программе мероприятия были семинары и тренинги, спектакли, экскурсии по театральным цехам.

Подобные форумы прошли в Хабаровске и Томске, запланированы в Новосибирске и Сочи, постепенно Союз театральных деятелей проведет их по всей России.

Открытие не отличалось новизной. Доклад за докладом, повтор аксиом. «Все выходили и говорили: кризис, скоро будет трудно, но культура — наше все, надо ее поддерживать, и как здорово, что все мы здесь собрались».

Режиссер Курганского театра драмы уловил стиль и начал выступление пародией: «Вот стою я перед вами, простая русская баба. Вы все и так знаете, что я вам могу сказать?»

Стиль этот хорошо знаком всем, даже не рожденным в СССР. Сколько бы ни твердили «гламур, гламур», называя его заразой нашего времени, казенщина гораздо живучее. Стоит выйти на трибуну или начать отчет в газете, слова сами складываются в готовую форму.

И неважно, о чем речь, чья нынче очередь обсуждать профессиональные проблемы: врачей или банкиров, актеров или налоговиков. Мероприятия следуют одному и тому же сценарию, место и время действия не имеют значения.

Так что не будем судить театральный форум строже, чем партийный съезд или конференцию аграриев.

«Очень интересные были доклады, в частности доклад директора Государственного института искусствознания, доктора искусствоведения Дмитрия Трубочкина и ректора Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Льва Сундстрема. Профессор Сундстрем рассказал о новациях, которые ждут нас в ближайшем будущем, они касаются экономических отношений театра с государством. В докладе Дмитрия Трубочкина интересны размышления о том, что называть искусством, что есть подлинное, что есть мираж, взгляд на это с разных сторон. Остроумно, внятно». Это впечатление главного режиссера Тюменского театра драмы Александра Цодикова.

Главный художник Тюменского театра кукол Сергей Перепелкин участвовал в форуме как руководитель семинара для конструкторов и технологов театральной куклы. Он начал работу за месяц до форума: искал специалистов, уговаривал их провести нечто вроде мастер-класса на общественных началах; подготовил вводную часть по истории куклы. Вводная часть оказалась не лишней, большинство конструкторов и технологов не знали истории, лишь в общих чертах представляли себе систему кукол и их применение.

Художники Андрей Мелентьев и Андрей Ефимов, одни из лучших в своей области, познакомили семинаристов со своими куклами, показали устройство, механику. Также семинаристы увидели восстановленный в Екатеринбургском театре кукол знаменитый спектакль «Картинки с выставки» и заглянули в мастерские, куда обычно пускают далеко не всех коллег, не говоря уже о посторонних (фотографировать при этом не разрешили).

Сергей Перепелкин заметил попутно, что в Екатеринбурге театры живут благополучнее, чем в Тюмени, между тем в столице УрФО около двадцати театров. Тогда как екатеринбуржцы почему-то уверены, что Тюмень — богатый город, и театры наши не знают недостатка в деньгах. Так развенчиваются мифы. И тут же возникают новые.

Будучи одним из причастных к организации форума, увидев его работу не только снаружи, но и изнутри, Сергей Перепелкин сказал, что это низкобюджетное мероприятие. Все было устроено достаточно скромно.

А пользу от форума не нужно придумывать, если наблюдаешь его в непосредственной близости. Кукольники из Нижнего Тагила жаловались Сергею, что спать не могут из-за обилия информации, у них буквально скрипят мозги.

Вот так всегда: у кого-то мозги скрипят, у кого-то челюсти.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта