X

  • 07 Май
  • 2024 года
  • № 48
  • 5547

Денег не надо, работу давай

Где искать работу? Конечно, в городском центре занятости населения. Окраина Тюмени, но каждый день сюда движутся «ходоки», создавая впечатление, что ты все же «в центре».

С самого утра у окошек диспетчерской выстраиваются очереди. Вот, казалось бы, налицо действие кризиса. Но, поговорив с операторами-диспетчерами, можно переменить впечатление. На самом деле, число тех, кто приходит поинтересоваться вакансиями, остается прежним. И очереди в январе длиннее лишь потому, что у диспетчеров начался новый отчетный год, и все карточки на соискателей с паспортными данными приходится набивать в компьютер заново.

Большинство тех, кто приходит, интересуются рабочими специальностями. Водители, грузчики, охранники… Кто-то рассчитывает и на более квалифицированные специальности вроде электросварщика, электрика, или слесаря-сантехника… Есть, как ни удивительно, и «профессиональные бездельники». К примеру, жена в очередной раз отправляет лентяя-мужа искать работу. Он подходит к окошечку, берет длинный список вакансий и отправляется гулять по друзьям. Вечером – с отчетом к жене, а утром – опять в центр занятости, как на работу.

Здесь, в центре занятости на улице Республики, 204-в, кипит своя, полная открытий, жизнь.

У входа дежурят «оперативники». Так шутливо называют тех, кто ищет работу в режиме «здесь и сейчас». Периодически подъезжающие тентованные «газели» подбирают желающих на несложные погрузочно-разгрузочные работы. Оплата по факту и наличными… Крепкие мужики толпятся у входа в ожидании очередной шабашки, рассказывают друг другу байки, иногда втихую «принимая капельку», чтобы согреться… Преимуществ такой «занятости» мало, но платят быстро.

Тех, кто становится на учет, – единицы по сравнению с теми, кто просто «интересуется». А разница между ними существенная. Чтобы получить статус безработного, нужно подтвердить свою невостребованность. Чаще всего именно безработными (а не временно неработающими) становятся люди, по состоянию здоровья или возрасту не соответствующие ожиданиям работодателя.

Вот один из примеров человека из очереди «временно неработающих»: Сергей, 32 года. Последние два года серьезно занимался организацией ремонтных работ. Его бригада делала ремонт в новых квартирах, на дачах, в коттеджах. С декабря остался без заказов, хотя «сарафанное радио» старых клиентов всегда было самой лучшей рекламой.

«Иногда приходилось работать в очень жестких условиях, чтобы все успеть, – рассказывает он. – Бывало я даже «сливал» заказы моим конкурентам, поскольку понимал, что нельзя объять необъятное. А теперь, так же, как и все, ищу работу «на дядю»… Скорее всего, пойду барменом, вспомню молодость… Кризис надо переждать».

И таких «пережидающих», по негласному мнению специалистов центра занятости, много. Коммерческие организации закрываются, мелкий и средний бизнес «худеет» и устраивает тотальные распродажи… Об этом скажет любая домохозяйка, увлекающаяся шопингом – еще никогда в Тюмени не продавали одежду по таким низким ценам. А все почему? Закрываются. Реализуют последнее, чтобы не платить дорогую аренду…

Между тем, согласно официальным данным, потребность в притоке новых кадров в Тюмени попрежнему велика. В городском центре занятости зарегистрировано 18723 вакансии. По состоянию на 16 января, наибольшим спросом пользуются водители различных категорий (889 человек), а также каменщики и плотники (843 и 549 человек соответственно). И те же электросварщики и сантехники вполне востребованы, база вакансий таких специалистов составляет от 150 до 250 ежемесячно.

Значит ли это, что кризиса нет? В центре занятости мне терпеливо объясняли, что «ситуация не критична». И даже «есть нехватка специалистов высокой квалификации». Есть и традиционный «перекос» – рабочих всегда требовалось больше, чем служащих. А в худоватом списке требуемых служащих на первом месте оказались медсестры (264 вакансии), главные инженеры (66), воспитатели в детских садах (50), врачи-терапевты (42) и далее, по убывающей. Строго говоря, как показывает практика, большинство высококвалифицированных специалистов в области управления производством, главных инженеров редко пользуется услугами центра занятости. Хороший специалист всегда в большом спросе и не нуждается в «рекламе».

А обеспокоенные граждане продолжают звонить на телефон «горячей линии» департамента занятости (21-18-30). С ноября по январь дозвонились 1217 граждан и 121 работодатель. И обращаются с самым частым вопросом: «Какие гарантии имеют работники при ликвидации штата организации?»

Справка. По законодательству ответ простой: об увольнении работника должны уведомить не позднее, чем за два месяца. Причем, персонально, под расписку. Одновременно с этим работодатель должен предложить ему работу на том же предприятии в другой должности (ст. 81 ч. 3 ТК РФ). При равной производительности труда предпочтение отдается семейным работникам, а также тем, кто получил трудовое увечье или профессиональное заболевание на этом месте работы. Причем, не допускается увольнение в период временной нетрудоспособности или отпуска; беременных и кормящих женщин с ребенком до трех лет; одиноких матерей с ребенком до 14 лет или ребенком-инвалидом до 16 лет.

Сокращенный работник получает выходное пособие в размере средней месячной зарплаты, а в следующем месяце – еще одну зарплату, также равную его среднему заработку. В случае если он не может устроиться через центр занятости, получив статус безработного, работодатель выплачивает еще и третью месячную зарплату.

А если вас принуждают написать заявление об уходе «по собственному желанию» – не торопитесь. Кризис кризисом, а законов никто не отменял.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта