X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Из личного дневника художника Паромова

Полотна художника Бориса Паромова – это его личный дневник. Они не писались на заказ, против воли автора или ради денег. И в этом их роскошь.

Четыре небольших зала и один коридор заняла его юбилейная экспозиция «Россия земная и небесная» в музейном комплексе (музей изобразительных искусств). Всего около 170 работ, лучшее, что создал художник за 40 лет работы, его творческая автобиография.

Куратор выставки и жена Паромова искусствовед Наталья Александровна предлагает посетителям при знакомстве с выставкой соблюдать хронологический порядок появления картин на свет.

– Борис Иванович – представитель так называемого поколения «семидесятников», которые совершили в свое время интеллектуальный прорыв, – рассказывает она. – Представьте, какое это было время. Художники придерживались «сурового стиля» – писали картины с рабочими в кирзовых сапогах, грузовиками, везущими на стройку материалы, нефтяниками, улыбающимися на фоне вышек. Темные цвета, пафос созидания. Человек – часть огромного механизма…

Книг о мировой живописи почти не было, они стояли на полках только у людей с достатком и, наряду с хрусталем и коврами, демонстрировали благосостояние владельца. Хотя вряд ли они вообще открывали альбомы Леонардо да Винчи… И вот в это время появляются «семидесятники» – молодые люди, которые несут новую мысль, говорят о том, что человек – это индивидуальность. Позже носителей этой новой мысли назвали «создателями молодежной субкультуры»…

На эстраде этими людьми стали Борис Гребенщиков, Александр Башлачев и другие, в литературе такого притока молодежи не наблюдалось. А в Тюмени зазвучали имена молодых художников: Юдин, Аксенов, Захаров, Паромов… Им повезло – в это время при Союзе художников России открылось молодежное отделение, появилась возможность участвовать в выставках. При условии, что картина будет одобрена известными художниками, если автор сумеет доказать ее ценность и право на существование.

В 1973 году 24-летний Борис Паромов принес на одну из таких выставок свою работу – триптих «Возмездие», представляющий фашизм и его неизбежный крах как сложное символические обобщение.

– Мы – дети фронтовиков, – говорит Наталья Александровна. – Мы ощущали дыхание войны в затылок, условно примеряли на себя роли бойцов или медсестер, представляли себя в окопах. Смотрели фильмы, выходящие на экраны. Теперь так натуралистично, трагично, без спецэффектов, войну не снимают… Так вот, когда шло обсуждение брать или не брать на выставку триптих Паромова, встал один фронтовик и сказал, что молодые имеют право на свою трактовку войны. Его послушались. Фронтовики в те годы воспринимались иначе, чем теперь, когда это старые и больные люди. Тогда фронтовик – взрослый мужчина в орденах, с каким-то особенным выражением лица… Не послушать его было невозможно.

Паромов продолжал писать, не заботясь о том, как воспримут его работы окружающие. Сейчас кажется почти чудом, что такое полотно, как «Август», – по сути, ярко выраженное произведение «молодежного искусства» – было допущено на областную выставку и попало на одну стену с произведениями мэтров. Романтичные паромовские парень и девушка, стоящие на перекрестке улиц Холодильной и Республики, попали в один ряд с покорителями Севера. И это первая картина, которую художник продал.

Переходя из зала в зал, можно даже без экскурсовода определить, что происходило в жизни автора. Это эксперименты молодости, поиски своего почерка, своей темы (а ведь Паромов, как и многие другие наши художники, по большей части самоучка).

«Меня не интересовали линии или поиски особенных цветовых пятен, – рассказывал он в одном из интервью. – Меня всегда интересовали сюжет, содержание, смысловая наполненность картины. Некоторые из моих коллег считают мой стиль непрактичным, потому что такие полотна трудно продать. Может быть. Но я не откажусь ни от одной своей картины, даже от самой неудачной. Я писал, как чувствовал».

Его сюжеты легко прочитываются. Наверное, у каждого художника есть цикл «Времена года». Паромовские «времена» нетрадиционны, здесь нет осенних березок в золоте и зимних елей в снегу. Здесь летнее небо смотрит на тебя понимающими глазами, а зима зажигает праздничные свечи…

Сумбур и безденежье 90-х годов вылились у Паромова в цикл абстрактных, не вполне свойственных ему, работ. Особняком стоят циклы картин, посвященных теме духовной истории, нравственных исканий. Он «иллюстрирует» Достоевского, размышляет о своих предках-староверах, пишет славянских языческих богов. Пишет космос и человека в космосе, в шутку называя свои картины «синими». Действительно, синего цвета здесь много.

В последнее время Борис Иванович написал множество светлых, позитивных картин, посвященных детству. Вот он, трехлетний, в разных ботинках, найденных на свалке, с самодельным луком и стрелами в руках – «Стрелец». «За кадром» осталась встревоженная мама, только что купившая сыну новые сандалии, которые он благополучно оставил на свалке, решив, что дырявые ботинки лучше.

«Млечный путь» – школьник Паромов идет домой под темным и звездным небом родного ХантыМансийска. Тогда ему казалось, что до Луны ближе, чем до Тюмени…

Хотя в оформлении экспозиции и чувствуется легкая торопливость, но ощущения это не портит. Все равно перед каждой из картин можно долго стоять, читая выставку как очень личный дневник.

Экспозиция будет работать до 1 февраля.

***
фото: Наталья Паромова;на картине «Тюменское чаепитие» художник изобразил свою семью.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта