X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

В память о тех, кто создавал красоту

Экспозицию старинной мебели в компании «Заречье» собирали в конце 90-х годов XX века — по объявлениям люди несли предметы, что остались от прежних хозяев домов и пылились на чердаках. Например, зеркало купца Колмогорова подарил тогдашний директор овчинно-меховой фабрики.

Реставрировал мебель Георгий Борисович Киреев -столяр от Бога, всю жизнь проработавший на деревообработке, а с созданием музея ставший реставратором. Он и умер в 2007 году от сердечного приступа на рабочем месте…

В зале, посвященном истории «Заречья», стоит старинный верстак реставратора со специально оставленной стружкой — как будто мастер только-только вышел на перерыв. А предметы, которые вышли из-под его рук, продолжают дышать жизнью и красотой.

Это китайские шкафчики XVII века, сделанные не из дерева, а из прессованной морской травы (перламутр для реставрации их узоров специально заказывали в Китае). Венские стулья с чудом сохранившимися инструкциями по сборке. Плетеный сундук-подорожник, который путешественники конца XIX века использовали даже как подлокотник и как подушку. Столик для визитных карточек, куда следовало класть напоминание о себе, если хозяев не оказалось дома…

Галя Безбородова

Каждая вещь хранит в себе историю быта и обычаев далеких времен. Причем предметы в музее размещены не сами по себе, а внутри воссозданных интерьеров. Рядом с бутафорской русской печью на кухне стоят настоящая посуда и самовары. Есть и вовсе запрещенные в свое время предметы — это формы для печенья с гербом императорской России. За них сто лет назад хозяев могли отправить в тюрьму.

На отдельной витрине выложен клад, который нашли на территории мебельной фабрики — царские монеты середины XIX — начала XX века, зеленые от патины, но, безусловно, ценные.

Сотрудница «Заречья» Анастасия Ражева говорит, что историческая ценность была главным принципом создания экспозиции. Поэтому сюда не включили образцы советской мебели, хоть они и более доступны.

— Тогда было много стандартных предметов. Тот же самый сервант с двумя ящиками и тумбочкой могли сделать и в Тюмени, и в другом городе.

Галя Безбородова

Историю самой фабрики воссоздают на выставке фотографии семьи Климентия Огибенина, с которого началось в Тюмени изготовление сундуков, а позже и мебели. В холле музея развешаны городские фотографии начала XX века, сделанные его сыном Тарасом (владельцем первого в Тюмени фотоателье). Тут же — фотографии и картины его внуков Евгения и Леонида.

Галя Безбородова

Мебель «Заречья» 50-80-х годов XX века представлена в административном корпусе фабрики — миниатюрные модели, умещающиеся на полках нескольких шкафов. Их тоже — по эскизам и по памяти — изготовил Киреев. А в музее уже после его смерти появились «новые» журнальный столик, этажерка и стул. Они так и стоят потрепанные, со следами многочисленных переездов, — в ожидании тех, кто сможет разглядеть их красоту.

— Мы продолжаем принимать старинные предметы, — рассказывает Анастасия. — Например, наш директор Сергей Киверин передал в музей свой письменный стол. Правда, у него появился еще более старинный экземпляр.

***
фото: Директор Сергей Киверин;Первые гладилки;Старинные интерьеры.;Старинные интерьеры.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта