X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Режиссерское прочтение Ремарка

В будущие выходные в театре драмы после небольшого перерыва вновь начнут играть новый спектакль «Три товарища» в постановке режиссера Александра Баргмана.

Почти четырехчасовая драма о любви Роберта Локампа и Патриции Хольман получилась у режиссера, взявшего за основу светлый и полный жизни роман Эриха Марии Ремарка. Лишь отчасти перенеся на сцену иронию и бесшабашность героев романа, Баргман сконцентрировался на теме человека, затерявшегося в обломках эпохи.

Чтобы действительно увидеть, как по-своему Баргман прочел роман «Три товарища», надо перед походом в театр перечитать книгу. Освежить в памяти историю трех товарищей — Отто, Готфрида и Роберта. Вспомнить, что их прошлое смяла война. Что их будущее неопределенно. Что их настоящее тягостно. Что они ищут счастья, но оно иллюзорно — это тяжелая работа, которой отдаются все силы, это выпивка, это блестящие детали одежды проституток.

Но сколько бы ни казалось, что счастье рядом, что оно возможно, все три героя одиноки. Только одно удерживает их в жизни -близость друзей и любимых. Вот только не все и не сразу это понимают.

Место действия режиссер переносит в мрачные декорации (автор — художник Анвар Гумаров): сарай, искореженные автомобильные бамперы, серость. На сцене, опираясь на трость, появляется постаревший Роберт Локамп (заслуженный артист РСФСР Геннадий Баширов), он — рассказчик этой истории. Он проговаривает отрывки романного текста — короткие, всегда выбранные к месту и по теме. Если актерам пришлось бы играть все эти отрывки текста, то и без того длинный спектакль (пожалуй, самый длинный из тех, что играют в театре драмы) вырос бы в разы. Судя по всему, Александру Баргману пришлось пожертвовать некоторыми незначительными деталями романа, чтобы четко провести задуманную им линию отношений Роберта и Пат.

А вот и сам Роберт, Робби — уже молодой (актер Николай Аузин). Актеру очень удался образ ребячливого и доверчивого 30-летнего человека, который думает и ведет себя так, будто он и 16-летний юноша, и 60-летний человек одновременно.

Катя Христозова

А вот Пат — актриса Евгения Казакова. Это совершенно другая Пат, нежели та, что написал Ремарк (постоянный гость клиники для туберкулезных больных). Она сияет, она полна жизни, она -девчонка под стать Роберту-мальчишке.

Впрочем, сколько бы режиссер не концентрировался на главных персонажах, он не обделил вниманием и героев второстепенных. Не зря же в постановке задействована практически вся труппа театра.

Пожалуйста: вот господин Хассе — эпизодический персонаж, из которого актер Сергей Скобелев вылепил настоящего героя. Он, Хассе — хороший человек, только он запутался, стараясь заработать для семьи как можно больше денег, полагая, что счастье — именно в благосостоянии. А на деле вышло, что его жена нуждалась во внимании, а не в деньгах.

Или вот содержанка Эрна Бениг (актриса Эвелина Ризепова), которая под своим напускным легкомыслием прячет мечту о большой любви.

Или фрау Залевски (заслуженная артистка России Анта Колиниченко), что собрала в своем бедном пансионе у кладбища собственную «семью» постояльцев. Или проститутка Роза (актриса Марина Карцева), которая нежно и трогательно привязана к своей дочери.

У Баргмана нашлось место для всех. Второстепенные персонажи заиграли своими лицами и характерами. Но вот как это произошло, можно понять, если знать первоисточник. Словом, пойти на спектакль, не прочтя перед этим роман «Три товарища», — значит, получить только часть удовольствия от встречи с театром.

***
фото: Роберт и Пат;Сцена в гараже

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта