X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Белокаменные ворота города

Вознесенско-Георгиевская церковь. Дата постройки — 1818 год.

В середине XVII века в Тюмени заговорили о необходимости большой перестройки: город деревянный должен был стать каменным. Не только потому, что он все разрастался и, стоя на торговом пути, получил статус купеческого и ярмарочного, а стало быть, зажиточного. Но еще и потому, что надо было бороться с большими пожарами, регулярно выжигающими по сотне и более дворов, слизывающими огненными языками храмы. Быстрота и масштабы ущерба от пожаров зависели не столько от ветра, сколько от беспорядочного и очень тесного деревянного строения города.

Еще в декабре 1697 года грамотой Сибирского приказа тюменскому воеводе Раевскому предписывалось начать подготовку к «городскому каменному строению». Однако из-за недостатка квалифицированных кадров и средств каменное строительство в Тюмени затянулось. Существенные подвижки в этом направлении начались лишь в 70-х годах XVIII века.

Катя Христозова

Тогда стали подниматься в «одноэтажной», приземистой еще Тюмени каменные храмы, выделяясь своим ростом, стрелами колоколен и куполами.

Почти одновременно с другими каменными храмами была заложена на месте прежней деревянной Вознесенско-Георгиевская церковь. На дворе стоял 1789 год.

Если посмотреть на гравюру того времени, изображающую панораму Тюмени, видно, что среди домиков Заречной части города выделяется ростом еще деревянная Вознесенская церковь — на том самом месте, где сегодня стоит каменная. На самом деле, ее, деревянной, уже не было, а разворачивалось здесь большое строительство.

Само двухэтажное здание нового храма было в тот период одним из крупных культовых объектов города. Расположенная на низком левом берегу Туры, посреди бывшей татаро-бухарской слободы, Вознесенская церковь, обращенная к реке колокольней, и стоявший напротив, у самого обрыва реки, Благовещенский храм вместе составляли как бы белокаменные речные ворота Тюмени.

Еще в XVI веке это место выглядело совсем иначе. Здесь шла бойкая торговля: у пристаней теснились купеческие плоскодонные лодки-дощаники, а лабазы (торговые лавки и склады) ломились от разнообразных товаров. Например, кашемировая шаль была в Центральной России предметом мечтаний купчих и богатых мещанок, в то время как в Тюмени ее могла купить любая крестьянка.

Это место называлось Бухарской слободой и появилось почти одновременно с первым рубленым восьмибашенным городом, построенным в самом конце XVI века на месте временного острога, который заложил еще письменный голова Данила Чулков.

Катя Христозова

По Туре приходили первые караваны из Хивы, Бухары, Самарканда, Кашмира. Среднеазиатские купцы обычно появлялись в Тюмени осенью, в обратный путь отправлялись весной, по большой воде. Торговали бумажными и шелковыми тканями, знаменитыми бухарскими коврами, мехами, кожей, сухими фруктами, пряностями, неприхотливыми и выносливыми степными лошадьми. К себе вывозили российские и западноевропейские товары: изделия из металла, сукно, холсты, бумагу.

Но в XVII веке в этой части города формируются первые промышленные производства из мелких кожевенных и гончарных предприятий, а позднее — овчинно-шубные, клееваренные и другие мелкие артели.

Веком позже Вознесенско-Георгиевская церковь своим строгим видом внесла некую архитектурную элегантность в Заречную часть города. После окончания строительства в 1818 году у церкви появился свой приход.

Правда, уже в 1861 году храму понадобился серьезный ремонт. Церковный староста и прихожане собрали деньги на штукатурку, побелку стен здания, как внутри, так и снаружи. К тому моменту прохудились крыша и водосточные трубы — их заменили новыми.

Таким храм простоял практически до конца XIX века и дождался еще одной серьезной реставрации, став более внушительным и строгим, чем прежде.

К 1892 году Вознесенско-Георгиевский храм являлся первым среди других церквей Тюмени по дороговизне утвари и количеству недвижимого имущества. При церкви располагались: один двухэтажный дом на каменном фундаменте, кладовая, погреб, конюшня с сеновалом, рабочая изба, две бани и церковно-приходская школа. Естественно, не каждая церковь могла позволить себе такое, но этот приход был самым большим среди других в городе.

С приходом пролетарской власти для храма начался новый период. Сначала его лишили дома с постройками, пожертвованными когда-то прихожанами, затем началось изъятие церковного имущества. С 8 апреля 1922 года началось изъятие ценностей из Вознесенско-Георгиевской церкви. Прихожане пытались протестовать, но тщетно.

С 1930 по 1946 годы в церковном здании находился Дом культуры Зареченского района. Последующая судьба храма была в руках администрации овчинно-меховой фабрики, и только 5 июля 1976 года храм берется под государственную охрану как памятник архитектурно-монументального искусства местного значения. Правда, по-прежнему остается в ведомстве овчинно-меховой фабрики. Последний, в свою очередь, использовал ее под склад.

Только 24 июня 1996 года здание храма передается Тобольско-Тюменской епархии. В 1999 году собирается церковный совет из 20 человек, который решает восстановить храм. Реставрация длится и сегодня — она на завершающей стадии.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта