X

  • 14 Май
  • 2024 года
  • № 50
  • 5549

Одаренность без каникул

Летние месяцы для школьников — обычно время отдыха от занятий. Но есть и такие дети, что по собственной воле готовы заниматься даже в жару.

Школы для одаренных детей работают в Тюмени не первый год. Но они действовали только во время учебного года. Летом же юные таланты, как и остальные школьники, считали себя свободными от домашних заданий. Но если одни такие перерывы считали благом, то другие — ненужной роскошью.

Учебную нагрузку юные трудоголики воспринимают не только как необходимость, но и как потребность. Так они острее ощущают свою силу и возможности. Причем, не называют это одаренностью или талантом. Просто признают, что есть способности. И останавливаться на том, что дано от природы, не собираются. Согласны заниматься дополнительно — даже во время каникул.

Второй год подряд многопрофильные школы для одаренных детей открываются летом в санатории-профилактории «Жемчужный». Такая смена бывает всего одна за сезон, и продолжается она 18 дней. За это время ребята могут и отдохнуть, и позаниматься, и получить профилактические процедуры. В этом году в «Жемчужный» приехало 85 тюменских старшеклассников.

В этой лагерной смене необычно все, даже отряды. Их всего три и сформированы они не по возрастному принципу, а в соответствии с одним из направлений: физико-математическим, естественнонаучным или гуманитарным. У каждого отряда помимо традиционной речевки, девиза и названия составляется календарь творческих, спортивных занятий и свой учебный план.

В обычной лагерной смене такие названия отрядов, какие придумали ребята на этой смене, звучали бы странно: «Рюриковичи», «Гиперборея». С одной стороны, такой выбор объясним, он связан с годом Российской истории, но с другой, многие посчитали бы такие названия заумными. Впрочем, талантливые люди нередко воспринимаются как белые вороны. В одиночку им иногда тяжело, зато в стае среди своих — вполне комфортно.

Особые способности этих ребят предъявляют повышенные требования и к преподавателям. Учителя, которых приглашают сюда читать лекции и вести практические занятия, признаются, что им приходится и самим учиться, прежде чем выходить с чем-то к ребятам. Например, Елена Кучерова, учитель русского языка и литературы школы N 14, призналась, что ей пришлось «перепахать целину» от эпохи раннего средневековья до эпохи Возрождения, чтобы составить для заезда этого года новую программу. Можно было, конечно, взять и обкатанную прошлогоднюю программу, но, по словам Елены Ильиничны, ей очень не хотелось повторяться. Ведь тем, кто уже был в многопрофильной смене, стало бы неинтересно.

Среднестатистическому школьнику многие учебные темы, которые рассматриваются здесь на занятиях, вероятно, показались бы слишком сложными. Непросты они даже для одаренных. Но тем и интересны. Учителя с удивлением отмечали, что их монолог быстро переходил в диалог.

— Эти ребята очень живо реагируют на все новое, — констатирует Елена Кучерова. — Они не просто слушают — анализируют, разбирают, высказывают мнения. И очень быстро понимаешь, что уже говоришь с ними на одном языке.

Поражает преподавателей и феноменальная память многих учеников.

— Не успеваешь даже сказать: «А вы помните…», как твою фразу уже продолжают, — рассказывает Зоя Новопольцева, учитель биологии лицея N 93.

При тестировании одна из девочек отряда «Гиперборея» продемонстрировала даже фотографическую память. Такие способности встречаются редко. Конечно, их, как и всякие другие, можно развивать, но на это требуются годы. Данные априори возможности стопроцентно воспроизводить полученную информацию -феноменальны.

Часто не только учителя предлагают здесь новые темы, но и сами ребята. Недавно, например, семиклассники из отряда естественнонаучного профиля попросили рассказать им о законах генетики. Эту тему в школе (и то весьма поверхностно) проходят в 9 классе, но «гиперборейцев» такое опережение не смутило.

— Первые 10-15 минут теория наследственных признаков шла со скрипом, — рассказывает Зоя Новопольцева, — но уже к концу занятия школьники щелкали задачки как орешки.

Работать с такими талантливыми учениками, говорят преподаватели, настоящее удовольствие. Такое общение, по словам Елены Кучеровой, полностью покрывает все издержки школьного образования, поэтому ради него можно пожертвовать даже частью отпуска.

Елен у Кучерову, например, очень беспокоит, что в средних классах школы преподавание литературы сокращено до минимума — до двух часов в неделю.

— Мы теряем самого активного читателя, — сокрушается Елена Ильинична.

Зато на занятиях в многопрофильной школе ее душа радуется. Она всегда приезжает сюда с полными баулами книг. И толстенные тома вмиг расходятся. Гуманитарии читают книги взахлеб. Возвращается она уже налегке и мечтает о том, чтобы так же зажечь чтением и ребят из физико-математического и естественнонаучного направлений.

Такие изменения уже происходят. Талантливые «физики» и «лирики», занимаясь вместе, неизбежно учатся друг у друга. Девятиклассник школы N 30 Денис Пантелеев из отряда «Гиперборея» признался, что после того, как первый раз съездил в летнюю многопрофильную школу, изменился. Если раньше он просто «нажимал на учебу» и предпочитал техническую литературу, то теперь увлекся Робертом Шексли, а любимым произведением стала его повесть «Обмен разумов».

Рассуждая о том, что такое талант, Денис говорит, что основной вклад в развитие одаренности вносят родители. Что они вложат в ребенка, то в результате и будет.

С такой точкой зрения не совсем согласны преподаватели. Роль семьи, конечно, никто не отрицает, но родительский вклад — только полдела.

— Я, скорее, сниму шляпу перед теми, кто сделал себя сам, — говорит Елена Кучерова. — Такие ученики показывают даже более высокие результаты, чем те, кого природа поцеловала в темечко.

Одна из воспитанниц отряда «Гиперборея», девятиклассница гимназии N 5 Мария Полковникова, тоже считает, что одной одаренности для успеха в жизни мало. На примере своих родителей она точно знает, что таланту необходим характер. На пути к цели приходится преодолевать немало препятствий, и без внутреннего стержня далеко не уйти. Одаренность — лишь бонус, который надо уметь правильно использовать.

***
фото: И «технари» должны уметь рисовать.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта