X

  • 28 Май
  • 2024 года
  • № 56
  • 5555

Ищите, несмотря ни на что…

В мае мы напечатали в газете воспоминания Зинаиды Ильиничны Черешневой об ее отце, фронтовике Илье Александровиче Вшивцеве.

Она много лет искала, где погиб и похоронен отец. Нашла его могилу в деревне Сухая Нива Новгородской области.

Незадолго до 71-й годовщины начала Великой Отечественной войны эта публикация получила отклик. Наравне с поисковыми отрядами, которые каждый год выезжают в боевые районы поднимать останки солдат, возвращают имена безымянным, поиск продолжают и родственники. Среди них — Александр Карпачев.

… Семья Карпачевых жила в городе Алексин Тульской области. Растили троих детей — Ивана, Галину и младшего — Сашу. В ноябре 1941 года отца, Андрея Михеевича, призвали в армию и направили на фронт. А потом родные получили известие, что глава семьи пропал без вести в феврале 1942-го.

— Мать принялась ходить по инстанциям — чтобы хотя бы пособие получать на нас троих. Звали ее Ирина, Ариша. Придет со мной, маленьким, в контору, а ее там уже все знают. Говорят: «Что мы поделаем, Ариша! Нет других данных», — вспоминает Александр Андреевич.

Сын вырос, поступил в военное училище и… продолжил поиски отца, пропавшего без вести.

— До ноября 41-го у отца бронь была, а когда немец стал подходить к Москве, он с товарищами пошел в военкомат. Я предполагал, что его отправили на Калининское направление. Так потом и оказалось. Но сведения все никак не сходились, отовсюду приходили отказы… Помогла встреча со старыми знакомыми из центра правительственной связи, — рассказывает Карпачев.

Разговорились: — Как дела, Александр? — Вроде все в жизни сложилось, да вот отца так и не нашел…

А через два дня вызвали Александра Андреевича в совет ветеранов центра и дали документы, которые удалось разыскать. Тут и стало понятно, почему десятки лет длился поиск.

В разных архивах и базах данных основная информация на красноармейца Карпачева совпадает: год и место рождения, место призыва. Но везде допущены ошибки. Фамилия то Карпачев, а то — Корпачев. Отчества тоже разные — Михайлович, Минаевич. Есть несколько названий деревни Кривец Солнцевского района, откуда он родом. И Кривая, и Кравец, и даже Гривец…

— Могу только предположить, как это происходило тогда, в 1942-м. Не все были грамотные. Когда пули вокруг свистят — не до грамоты. Где-то не расслышали имя погибшего, где-то — не так поняли… Вот и получались ошибки, — размышляет Александр Андреевич.

Выяснилось, наконец, что Андрей Михеевич служил в 1191-м стрелковом полку. Зимой 1942-го года полк участвовал в боях за город Демидов Смоленской области.

Есть донесения политотдела 332-й Ивановской стрелковой дивизии политотделу 4-й ударной армии, благодаря которому можно представить как проходили те бои:

«В течение 3 февраля части дивизии с приданным 1191 сп и 69 стрелковым лыжным батальоном вели бой за г. Демидов.

1117 сп прикрывал левый фланг армии в районе Старый Двор — Слобода — Погалка согласно боевому приказу.

В течение ночи со 2 на 3 февраля 1942 года г. Демидов был окружен. Противник подтягивал силы к г. Демидову со стороны Рудни. Части дивизии все время подвергались обстрелу и бомбежке вражеской авиации.

Подразделения 1115 сп в течение 3 февраля 1942 г. вели бой в районе д. Титовщина с группами противника, находящимися со стороны г. Рудни. Противник, засевший в г. Демидов, оказывал упорное сопротивление, организовав круговую оборону внутри города. В результате боев 1115 сп истребил 180 немцев.

Части дивизии несут большие потери. Так, 1115 сп за 3 февраля 1942 г. потерял около 120 человек, в том числе значительное количество командно-политического состава (точные данные еще не получены). Части дивизии израсходовали почти все свои боеприпасы. Для снабжения передовых частей мобилизованы запасы саперного батальона, заградотряда и других мелких подразделений. Приняты меры к быстрейшему подвозу боеприпасов из тылов дивизии.

Продовольственные части дивизии снабжаются исключительно за счет местных ресурсов, которые мобилизуются через местные органы власти…»

Весной 2012 года Александру Андреевичу пришел ответ из общественной приемной Демидова, что Андрей Михеевич Карпачев значится в списках похороненных на воинском кладбище N 2 возле Успенского собора. Порядковый номер в альбоме захоронений — 1114. И что по просьбе сына отчество Михайлович на могильной плите будет заменено на Михеевич.

— Я отправился на Смоленщину, — Александр Андреевич приступил к последней части своей истории. — Встретили меня замечательно, рассказали, как найти воинское кладбище, даже такси предлагали! Но я с племянниками поехал туда сам. Понравилось, что кладбище и мемориальные плиты содержатся в чистоте и порядке. Мы возложили цветы и венки…

Александр Карпачев очень просил поблагодарить через газету тех, кто помог ему в поисках отца и в организации поездки в Демидов. Это Герой России Владимир Шарпатов, друзья и добрые знакомые — Виктор Сокуров, Владимир Бузин, Вера Афонина и Владимир Зорин.

***
фото: Андрей Михеевич Карпачев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта