X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Приласкать, пригреть и… выгнать

Я категорически против того, чтобы собак называть «поголовьем». У каждой дворняги есть своя жизнь, судьба, душа.

Они, братья наши меньшие, совершенно разные. Кто-то «генетически» не может жить в душной квартире. Они — бродяги, может, и не злобные вовсе, но очень вольнолюбивые, хотят обитать на улице. Другие — мечтают, чтобы их забрали в дом, в семью. Где будут искренне любить новых хозяев, и жить по их правилам — только возьмите!

ПРИСТАНИЩЕ ДЛЯ… ДОМАШНИХ?

За четыре с половиной года существования в нашем городе приюта для безнадзорных псов в нем перебывало немало постояльцев. Многие ныне здравствующие на улицах Тюмени дворняги отведали людской доброты, побывали в приюте… и вернулись восвояси. Почему?

Согласно постановлению главы администрации города N 28-пк от 8 декабря 2006 года, «безнадзорные домашние животные находятся в пункте временного содержания до установления владельца, но не более шести месяцев со дня отлова». В этой формулировке есть два слова, которые фактически исключают уличных дворняжек из этого процесса: домашние и владелец. Выходит, что пункт временного содержания домашних животных создавался как временное пристанище для псов, отбившихся от родного дома или хозяина.

Никто не задумался над тем, что по улицам Тюмени в основном бегают потомственные дворняги, которые и не подозревали никогда, что есть можно регулярно, иметь свою будку и лечение, если захвораешь вдруг.

Но после таких санаторных условий бездомных отправляют снова туда, откуда взяли! По словам Светланы Митрофановой, представителя службы заказчика Центрального округа, каждый месяц из приюта выпускают собак на свободу. Туда же, откуда привезли после звонков заявителей.

Пункт 4.49 того же постановления гласит, что «невостребованные стерилизованные безнадзорные домашние животные, прошедшие иммунизацию, вакцинацию, мечение (нанесение номерного знака), по истечении срока нахождения в пункте временного содержания… подлежат: а) передаче юридическим лицам или отдельным гражданам для дальнейшего содержания; б) доставке к прежним местам обитания».

Словом, взяли на улице Ватутина или улице Спорта — туда же и отвезут. Так после прохождения законных процедур возвращаются дворняги на стройки, территории детских садов, школ…

Отличия этих собак от прежних — тех, что увезли на специальной «газели» — опознавательный зеленый ошейник, отсутствие детородных органов (чтобы больше не размножались) и… печаль в глазах. Было немало случаев, когда дворняги возвращались к порогу приюта, поняв, что лучшей жизни нет. Те, кто не возвращался — свыкался с жизнью на улице, где не так уж и безопасно.

ПРИЮТ КАК ЯБЛОКО РАЗДОРА

Знали бы дворняги, сколько копий сломано вокруг приюта, который появился в городе почти пять лет назад по инициативе нынешнего руководителя управы Центрального округа Валерия Борисова!

Изначально в пункте временного содержания домашних животных было всего 20 вольеров, которые и приняли первых постояльцев. Но при отлове за год на территории города до двух тысяч дворняг открытие приюта с серьезным материальным содержанием за муниципальный счет было сродни донкихотскому геройству. Математические подсчеты здесь не нужны. Понятно, что остальных бродяжек, тех, что не попали в уютные вольеры, просто усыпляли. Эта миссия так же, как и содержание приюта, была возложена на предприятие «СпецВетСервис».

Именно отстрел при помощи снотворных препаратов бездомных собак стал самой обсуждаемой темой в блогах защитников животных. В нашей редакции телефон разрывался от жалоб горожан, которые подкармливали и защищали бездомных. Некоторые граждане возмущались по поводу финансирования этого проекта.

Чтобы обсудить жизнь несчастных, редакция «Тюменского курьера» в июле 2010 года провела заседание за круглым столом, где все стороны могли высказать претензии друг к другу. Присутствовали и представители службы заказчика управы, и работники приюта, и защитники животных, и пресса. Анна Москвина, председатель «Общества защиты животных», задавала тон: упрекала представителей «СпецВетСервиса» в негуманном отношении к животным и закрытости информации по их отлову.

… Прошло время. 8 февраля этого года председатель общества защиты животных Анна Москвина получила в свое ведение пункт временного содержания безнадзорных домашних животных. Правда, этому предшествовали долгий путь по инстанциям, прокурорские проверки и выигрыш конкурса на содержание муниципального приюта. Хотя верно было бы сказать, что победителем стало ИП «Москвин П.С.». Как объяснила Анна, общественная организация не может участвовать в конкурсе, поэтому решили заявиться от имени предприятия мужа. Кстати, сумму контракта сознательно занизили на 60%, поэтому и победили.

Однако конфликт перешел в новую фазу. Теперь уже в статусе хозяйки приюта Анна столкнулась со многими проблемами, которые раньше не решала. Так, на второй же день «СпецВетСервис» подвез к приюту «новичков». Их не приняли. Причина: некуда! В 70 вольерах приюта на день приема оказалось больше сотни собак — 74 взрослые и около сорока не учтенных щенят.

Новый руководитель приюта стоит на букве закона: принять больше не может по условиям контракта с муниципалитетом. Более того, Анна Москвина жалуется, что не обнаружила в своем хозяйстве необходимых документов — карточек на собак, отметок о прививках и стерилизации, а также кормов, амуниции, оборудования и медикаментов. То есть не было официальной передачи приюта из рук в руки.

НЕ ОТДАЛИ ЩЕНЯТ ЧИНОВНИКАМ

— Сегодня в два часа к нам приедут забирать собак, но мы не собираемся их отдавать! — сообщила Москвина по телефону.

На деле оказалось, что представители департамента по экологии, городского ЖКХ и службы заказчика приехали с целью разгрузить приют, чтобы дело не стояло на месте. Ведь каждый день в службу заказчика поступают заявки на отлов собак.

Хотели забрать десять четвероногих для выпуска на волю. Так, по словам Светланы Митрофановой, представителя службы заказчика управы Центрального округа, делают каждый месяц. Обработанные от блох и глистов, вакцинированные животные отправляются туда, откуда были взяты.

Но при встрече с чиновниками Анна категорически заявила, что никого отдавать не будет, пока не восстановит полностью картину ветеринарного обслуживания собак и не получит журнал прививок, где должны вестись записи по вакцинации от бешенства. В очередной раз она высказала свои претензии по поводу передачи ей приюта. А неоформленных щенят отдать наотрез отказалась — засомневалась в том, что они попадут в хорошие руки.

Понять руководителя приюта можно. Она действительно ответственна за тех, кого приняла. Но и чиновников понять легко — они, в первую очередь, несут ответственность за здоровье горожан. Если остановить отлов бездомных собак, то в условиях приближающейся весны это грозит увеличением бродячих стай.

А ПОКА ВО ДВОРАХ…

Римма Михайловна пришла в редакцию со своей бедой. Во дворе уже давно кормятся дворняжки — ее добрые знакомые. Уже и на клички отзываются, приходят в одно и то же время. Пенсионеры из двора ухаживают за ними как могут, защищают.

Вот Тоби, например, даже стерилизовали. Пытались пристроить в дачное общество, но собака сбежала и снова «столуется» во дворе на улице Ленина. Приходят сюда ужинать из лога, где обитают, Мишка, Лисичка, Чарли…

Однако новый жилец пригрозил, что перестреляет всех собак, потому что псы напугали его ребенка. Теперь пенсионерки думают, как защитить питомцев от расправы.

По словам Валерия Борисова, в день в службу заказчика поступает по семь-восемь жалоб на бездомных собак. Что с ними делать? Вот недавно пожилого человека, вышедшего на лыжах на реку, атаковала стая. И были собаки в зеленых ошейниках, которые в свое время им надели в приюте. Выходит, за что боролись, на то и напоролись?

Собаке, выросшей на воле, трудно объяснить, что бежать за профессором с лыжными палками не надо. Она воспринимает палки как угрозу. Она в своей генетической памяти хранит недобрые воспоминания. Собаке не объяснишь, что люди делятся на тех, кто любит их и понимает, и тех, кто боится или даже ненавидит.

И главное, собака как домашнее животное должна жить в доме, а на улице появляться в сопровождении хозяина, на поводке, а злобная — в наморднике. А у нас выходит, взяли, приласкали, пригрели, приручили и… выгнали.

***
фото: Во время акций общественной организации «Потеряшки» бездомные собаки находят себе хозяев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта