X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

А рифме тика на грани отключения

Количество повреждений на разводящих сетях зимой в разы выше, чем на магистральных. Причин тому несколько.

Общая протяженность распределительной тепловой сети в Тюмени составляет около 550 километров, что в семь раз больше, чем длина тепломагистралей. Поэтому в количественном выражении порывы на первых происходят чаще, чем на вторых.

Но эти показатели — не всегда ключевые. И не каждое сравнение корректно. Для устранения аварии на магистрали персонала и техники может потребоваться больше, чем для ликвидации нескольких повреждений на разводящих сетях. Например, для устранения порыва трубы диаметром 400 миллиметров на улице Горького понадобилось почти три десятка человек. Столько же, если не больше, было занято восстановлением теплоснабжения в отключенных домах.

Казалось бы, с трубами небольшого диаметра и хлопот должно быть меньше. Но здесь на первый план выступает другая технологическая тонкость. При ликвидации последствий порывов на больших трубах редко требуется полное обезвоживание жилых домов. Специалисты утверждают, что можно обойтись и без слива сетевой воды из внутридомовых систем. Выполнять эту процедуру или нет — в каждом конкретном случае решает сантехник. Если он считает, что можно подождать и еще немного погреть дом за счет тепла остывающей воды — значит, так тому и быть. Слить воду — самый простой вариант. Он подходит в тех случаях, когда отключать приходится несколько домов, а сантехников не хватает. И если водопроводчик один, то ему проще открыть задвижки и спустить все в канализацию.

Но в случае выбора слишком простых решений всегда можно нарваться на сложноразрешимые последствия. Пошел, например, сантехник по пути наименьшего сопротивления, а через сутки выяснилось, что таким образом он загнал себя в угол. Ведь ему же придется все эти дома снова включать! И восстановить нормальное теплоснабжение — не просто открыть кран. Систему надо регулировать, выполнять тонкую настройку. Придется проверять все стояки, развоздушивать батареи.

Опытные коммунальщики утверждают, что, с учетом высокой теплоемкости воды, всегда есть возможность выиграть пару часов. Ведь даже при самых сильных морозах вода в трубах замерзает не сразу. Если средняя температура в подъездах зимой составляет 10-15 градусов (а бывает и 25), то падение ее до критической отметки произойдет не мгновенно.

Несколько часов форы, которые есть у сантехников, вполне укладываются в нормативы устранения повреждений на разводящих сетях в отопительный период. Отведенное для этого время зависит, прежде всего, от диаметра трубы. Например, теплотрассу диаметром 159 мм надо успеть отремонтировать за шесть часов.

Сложность зимних ремонтных работ на теплотрассах состоит и в том, что аварийные бригады не могут сразу спускаться в котлован. Страшен даже не сам кипяток, а горячий пар, ожоги от которого могут быть даже более серьезными. Поэтому те, кто вынужден лезть в котлован с кипятком, всегда рискуют, хотя и стараются по возможности быть осторожными и соблюдают правила техники безопасности.

Аварийным бригадам приходится учитывать и еще несколько факторов, прежде чем приступать к неотложному ремонту. Если в день на разводящих сетях регистрируется сразу 10-20-30 повреждений (18 января, например, их было 28), то приходится выбирать, какое из них ликвидировать в первую очередь, а какое может и подождать. При принятии таких решений, по словам Михаила Тагильцева, технического директора предприятия «Тепло Тюмени», учитываются такие факторы, как диаметр трубы (он может быть от 57 мм до 500 мм), количество подключенных к трассе домов, выход сетевой воды на поверхность, близость к месту утечки детских и образовательных учреждений. И только потом распределяют по точкам имеющиеся в наличии у предприятия 14 аварийных бригад.

Все сделать сразу и в один день не всегда получается. Эта «неоперативность» часто возмущает жителей. Как так — земля парит день, другой, а устранять порыв никто не торопится?

Но на предприятии «Тепло Тюмени» спешат успокоить: ни одна авария без внимания не остается. Для этого есть все необходимые технические ресурсы: запас труб разного диаметра (при нашей протяженности разводящей сети он должен быть не меньше пяти километров), набор отводников, электродов, изоляции.

Вот только с человеческими ресурсами всегда сложнее. Мало кто из молодых, сетует Виталий Поддубный, начальник эксплуатационного района предприятия, стремится работать в таких сложных условиях: на ветру, на морозе. Да и не готовит никто специалистов такого профиля. Обычных слесарей-сантехников в Тюмени еще учат, а слесарей для работы на тепловых сетях — нет. Откуда квалифицированной смене взяться?

Люди, считает Виталий Аркадьевич, держатся на одном энтузиазме и чувстве ответственности. Хотя и деньгами их не обижают: к основному окладу ежемесячно, по словам Тагильцева, доплачивают премии и выплату за работу в ночное время и выходные.

Но все эти деньги мало бы что значили, если бы людей в такие морозы не согревало давно забытое многими чувство: «если не я, то кто же?»

***
фото: Газорезчик Сергей Авдеев и слесарь Александр Залюбовский.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта