X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Закон о такси: пока буксуем

Сто лет не ездила на такси. А тут не удалось стронуть с места свою машину. На автобусе добраться на работу я уже не успевала, поэтому набрала неожиданно возникший в памяти (вот она — сила навязчивой рекламы!) телефон диспетчерской службы.

С удовольствием нырнула с холода — до последнего топталась на улице, пытаясь реанимировать личный транспорт, — в теплый салон новенькой «тойоты» (хотя морально подготовила себя к тому, что, скорее всего, придется трястись в дребезжащей «пятерке», в лучшем случае — «шестерке»).

Но все сложилось на удивление благополучно: доехала с комфортом, быстро, под шутки-прибаутки шофера. А я-то и забыла, как это весело ездить по городу с таксистом. За 15-20 минут собрала не только все последние местные новости и сплетни, но и узнала, что в Белоруссии, например, участники небольших аварий не дожидаются сотрудников ГИБДД, создавая заторы и раздражая других водителей. Они рисуют на асфальте контуры своих автомобилей (возят с собой на этот случай специальные баллончики), подписывают контуры госномерами и разъезжаются. А автоинспекторы, если им понадобится, смогут посмотреть нарисованную схему позже.

Мы еще посмеялись с таксистом, что появись у нас такая практика, весь город напоминал бы сплошное место преступления, исчерченное белыми силуэтами помятых машин.

В общем, поездкой я осталась довольна. Ну, неужели стала бы требовать с приятного собеседника какой-то товарный чек? О лицензии на право перевозки пассажиров я в тот момент тоже не вспомнила.

Наверное, так ведут себя большинство пассажиров, которым главное — побыстрее доехать до места назначения. И если за время поездки ничего из ряда вон выходящего не произошло, то какая разница — легально водитель работает или бомбит…

Может быть, из-за подобной гражданской пассивности 69-й Федеральный закон о такси, на который возлагалось так много надежд, приживается во многих российских городах с трудом? Или есть тому и другие, сопутствующие причины?..

Закон вступил в силу два года назад, но с тех пор наказанных бомбил по всей Тюмени не наберется и двух десятков. Точно не сосчитаешь, потому что разные структуры, которые уполномочены следить за выполнением закона и наказывать нарушителей, приводят разную статистику. ГИБДД — одну, городская прокуратура — другую, экономические полицейские — третью… В любом случае, даже если свести все цифры воедино, получится до ничтожного мало. С учетом того, что ежедневно в город выезжают тысячи нелегалов.

Об этом мы уже писали — в интервью с Владимиром Сидельковским, индивидуальным предпринимателем, который одним из первых получил лицензию на право заниматься пассажирскими перевозками. Летом он собрал легальных таксистов-единомышленников и написал письмо властям и контролирующим инстанциям с прошением — привести, наконец-то, закон в действие. Так как законопослушным предпринимателям обидно: почему они должны выполнять требования, диктуемые 69-м ФЗ, а бомбилы как работали нелегально, так и продолжают бомбить без всяких угрызений совести и наказания?

Позже по этому поводу в городской администрации собирали «круглый стол», на котором городской прокурор Руфат Биктимеров выяснил, что с января по сентябрь 2013 года по статье КоАП «осуществление предпринимательской деятельности без лицензии» был привлечен всего лишь один таксист-нелегал. В связи с этим на «круглом столе» решили активизировать совместные силы в этом направлении, и в конце ноября состоялся рейд. Тогда административные материалы по вышеназванной статье были составлены на девятерых бомбил.

Как рассказал мне помощник городского прокурора Денис Ко- ротаев, по трем случаям из девяти принято судебное решение: бомбилам назначены штрафы, каждому — по 50 тысяч рублей. Заседания по делам других нарушителей еще только предстоят.

По словам Коротаева, все заинтересованные лица (представители контролирующих и карающих структур) ждут решения суда и по этим случаям тоже. Чтобы получить более или менее полную картину судебной практики и разработать схему дальнейших действий: где лучше ловить бомбил (в местах их массового скопления или «брать» поодиночке, вызывая через диспетчерскую службу), как закреплять доказательную базу против нарушителей?..

Это не так-то просто. Чтобы уличить нелегала, требуются показания пассажира, что, дескать, да — этот водитель подвозит его за деньги.

— Но пассажиры чаще всего от дачи показаний отказываются или начинают выгораживать таксистов, вроде как они подвозят их по знакомству, — рассказывает начальник отделения технадзора областного УГИБДД Денис Чикишев. — Не так давно мы проводили рейд по нелегалам в Исетском районе. Я сам был в роли пассажира — сел в такси, заплатил деньги, назвал место, куда надо ехать. Когда таксист увидел наряд ГИБДД, сразу же сказал мне: «Мы с тобой — просто знакомые!» Если бы я с самого начала не снимал нашу сделку на скрытую камеру, то вряд ли смог бы доказать, что заплатил ему за поездку. Так что некоторые сложности с разоблачением таксистов-нелегалов, действительно, еще есть.

Денис Чикишев говорит, что инспекторы ДПС ежедневно работают «по шашечкам». То есть, останавливают автомобили, на которых смонтирован таксистский фонарь или нарисованы на кузове черные квадратики. Если у водителя при всем этом маскараде нет лицензии, его штрафуют на пять тысяч рублей. Зная это, бомбилы давно уже попрятали свои фонарики, теперь вывести их на чистую воду сложнее.

Разве что в ходе совместных рейдов, какой и был в ноябре.

— В нем участвовал мой коллега из службы такси «Бизнес-Класс», — рассказал мне Владимир Сидельковский. — Полицейские и сотрудники прокуратуры работали, в основном, с бомбилами, которые дежурят на площадях перед вокзалом и аэропортом. Одного поймали, второго. А потом сарафанное радио разнесло весть о рейде, и все остальные притихли на время. На мой взгляд, ловить надо, в первую очередь, тех, кто работает с диспетчерскими службами. Сейчас же мало кто пользуется услугами уличного такси, машины чаще всего заказывают по телефону. Так что в скором времени уличные бомбилы сами свернут свою деятельность, не выдержав конкуренции с диспетчерскими службами. Поэтому на службы и надо обратить основное внимание. Точнее, на таксистов, которым они раздают заказы. У большинства из них нет лицензии, потому что многие бомбят просто для подработки.

Однако в городском департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта, где, собственно, и выдают таксистские лицензии, отмечают и некоторые положительные тенденции. По словам специалиста департамента Дениса Алеева, со времени вступления в силу закона о такси было выдано 1184 разрешения на пассажирские перевозки (выдается на каждую машину). И индивидуальные предприниматели продолжают идти за лицензиями: например, 11 декабря было выдано 11 разрешений, 18 декабря — восемь, 25 числа планируется выдать еще несколько.

А еще поговаривают, что сейчас в налоговой инспекции не протолкнуться из-за большого количества желающих зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, планирующих впоследствии получить лицензию на таксистскую деятельность.

— Так что, я думаю, проверки сыграли свою роль, — говорит Денис Алеев. — Как-никак, штраф 50 тысяч рублей — не малый, так что лицензию получить выгоднее. И спокойнее.

Но есть уже и несколько частных случаев, когда легальные таксисты попросили отозвать обратно полученную ими раньше лицензию. Однако, говорят в департаменте, таких мало — от силы четыре человека. И на прекращение таксистской деятельности у них есть свои причины. Например, развитие бизнеса в другом направлении.

***
фото: На снимке: с шашечками, значит — с лицензией?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта