X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Три дня с Денисом Мацуевым

Пианиста Дениса Мацуева родители воспитали так, что к любому появлению на сцене он готовится, как к празднику. Особенно хорошо помнит первое свое выступление. Ему было шесть лет, он волновался.

Сегодня, конечно, Денис так уже не волнуется. Все-таки за плечами музыканта и учеба в Московской консерватории, и стремительный взлет карьеры после триумфальной победы на XI Международном конкурсе имени Петра Чайковского, и фестивали, выступления со всевозможными оркестрами — как отечественными, так и зарубежными. Да что там, только в этом году музыкант дал 209 концертов. Точнее, уже 210, если считать тот, что состоялся в воскресенье в тюменской филармонии в рамках музыкального фестиваля Дениса Мацуева.

ТРИ СУМАСШЕДШИХ ДНЯ

Впрочем, сольные концерты и фестиваль, как говорится, две большие разницы. Если сольное выступление для Дениса — это радость и максимум концентрации на материале, то фестиваль — сумасшедший дом. В хорошем смысле, конечно.

Ни сам Мацуев, ни директор филармонии Михаил Бирман о трудностях организации полноценного фестиваля не говорят. Денис благодарит Бирмана за то, что тот находит возможность принимать фестиваль в Тюмени, Бирман согласно кивает, а все мы, журналисты, собравшиеся на пресс-конференцию, понимаем: да, организационная работа — дело сложное.

Один только Государственный симфонический оркестр Татарстана, что приехал в Тюмень, — это несколько десятков человек. Мы видим их на сцене, они исполняют увертюру Бетховена. Мы видим спину и руки дирижера Александра Сладковского и, кажется, понимаем, почему Мацуев называет его «штучным дирижером». Но это то, что показывают всем. А «за кадром» остались и переговоры, и расселение музыкантов по гостиницам, и питание, и организация гримерных, и репетиции, и многое другое, без чего не бывает фестиваля.

— Фестиваль — это всегда атмосфера творчества, — рассуждает Денис Мацуев. — Собраться вместе для музыкантов — задача сложная, у нас у всех напряженные гастрольные графики. Но уже если удалось, то удовольствие и от репетиций, и от общения, и от выступления гарантировано.

Почему в этот раз для Тюмени Мацуев выбрал Государственный симфонический оркестр Татарстана? Пианист выступал со многими оркестрами (да, наверное, со всеми, если говорить о России) и считает, что дирижер Александр Сладковский — «большой талант, раз смог создать такой самобытный и интересный коллектив».

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан был основан в 1966 году. 10 апреля 1967 года на сцене Татарского театра оперы и балета состоялся первый концерт под управлением Натана Рахлина. Звучала музыка Баха, Шостаковича и Прокофьева. Первые 13 лет стали одними из самых ярких в истории коллектива: он успешно выступал в Москве, объехал с концертами почти все крупные города СССР, в Татарии его популярность не знала границ.

В 2010 году новым худруком и главным дирижером был назначен заслуженный артист России Александр Сладковский, с которым оркестр начал 45-й сезон. Организованные коллективом международные фестивали — «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень» и «Concordia» — признаны одними из самых ярких и заметных событий в культурной жизни Татарстана и России. В 2011 году оркестр стал победителем конкурса «Благотворитель года», учрежденного президентом Республики Татарстан. Сезон музыканты традиционно завершают благотворительным гастрольным турне по городам Татарстана.

ДВА ЧУДА — ВАРЯ И НАСТЯ

Именно чудом Денис Мацуев называет двух маленьких участниц своего фестиваля — пианистку Варвару Кутузову и виолончелистку Анастасию Кобекину. Пожалуй, мы едва ли не впервые увидели на фестивале столь юных исполнительниц. Интересно, что их фотографии тут же появились в соцсетях, стоило девочкам выйти на сцену тюменской филармонии. «Какая интересная виолончелистка, — писали зрители прямо из зала. — Какая чудесная пианистка!»

— Маленькие музыканты играют совершенно иначе, чем взрослые, — говорит Денис Мацуев. — В их исполнении есть своя мощь и очень натуральное отношение к музыке. Они естественные. И если не смотреть в их сторону, а только слушать, то складывается ощущение, что слушаешь настоящего большого артиста.

Десятилетняя Варя Кутузова собирает полные залы зрителей. Это, заметьте, притом, что российская фортепианная школа вообще уникальна, и пианистов с каждым годом становится все больше, и многим из них пророчат большое будущее. Выделиться на этом фоне сложно.

Варя уже как-то говорила в одном из своих первых интервью, что считает Мацуева виртуозом и равняется именно на него.

Настя Кобекина старше, ей 18 лет, она почти наша землячка -родом из Екатеринбурга, родилась в семье музыкантов. Она уже лауреат международных и всероссийских конкурсов: дипломант Международного телевизионного конкурса «Щелкунчик 2003», участница программ фонда Владимира Спивакова. Она выступает на концертных площадках Москвы, играет с Уральским филармоническим симфоническим оркестром и муниципальным камерным оркестром Екатеринбурга.

— К сожалению, Настя уже учится во Франкфурте, — качает головой Денис. — Почему «к сожалению»? Мне кажется, что в ее случае можно было выбрать что-то другое, более подходящее. Но — выбор сделан.

А вообще, несмотря на серьезные достижения в музыке, Варя и Настя — девочки как девочки. Варе нравится заниматься математикой и разбираться в географии. Настя иногда замечает, что друзья ей завидуют: тоже хотели бы путешествовать и стоять на сцене перед аплодирующими слушателями.

— Всегда надо помнить, что дети — это дети, — считает Мацуев. -Нельзя устраивать их жизнь так, чтобы они по 10 часов в день занимались только музыкой. В их жизни должно быть все: и кино, и книги, и театры, и друзья, и прочее. И, конечно, спорт. Человек должен быть всестороннее развит, и нельзя забирать у ребенка возможность быть ребенком.

Кстати, сам Мацуев, как известно, в подростковом возрасте сделал трудный выбор между спортом (он играл в футбол) и музыкой. Не жалеет, хотя футбол очень любит и теперь.

— Потому что футболисты в моем теперешнем возрасте уже должны выходить на тренерскую работу, а во мне нет ни капли педагогического таланта, — говорит Денис. — Поэтому рад, что я пианист и могу еще долго выступать и выступать.

***
фото: Денис Мацуев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта