X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Женщина с закрытым лицом

На остановке возле торгового центра «Рента…» в маршрутку N 6 зашли три женщины-мусульманки: две — в платках, а одна — в никабе, черной шифоновой накидке, закрывающей лицо…

— Надо же, лица совсем не видно, — прошептала одна пассажирка другой. — Ходят по городу в таком виде, только людей пугают.

Сотрудник нашей редакции стал свидетелем этого разговора еще в октябре, спустя несколько дней после печальных событий в Волгограде, где произошел теракт в автобусе. И пусть до сих пор доподлинно не известно, была ли волгоградская «смертница» в платке или в никабе, да и была ли она в принципе — или кто-то привел взрывное устройство в действие дистанционно, но у многих обывателей в сознании прочно укоренился стереотип: мусульманка в автобусе, тем более с закрытым лицом, — это тревожно.

… — А если представить, что где-нибудь в чужом городе, а не в Тюмени, в которой ты знаешь большинство мусульманок, вдруг встретишь женщину с закрытым лицом, какой будет твоя реакция? — с таким вопросом я обратилась к Айше, которая несколько лет назад начала носить хиджаб, оставляя открытым только овал лица, а чуть позже стала иногда надевать никаб, выходя на улицу.

— О! Я искренне за нее порадуюсь! Это значит, что у нее крепкая вера, — отвечает Айша. — Знаете, раньше смелостью считалось публично оголить какие-то части тела, а то и вовсе раздеться. А сейчас смелость нужна для того, чтобы одеться, несмотря на общественное мнение. Так что сестер-мусульманок, которые решились носить никаб, я уважаю. Правда, и переживаю за них.

— Почему?

— В свете последних событий — не только в Волгограде, — люди, плохо знающие ислам, становятся все агрессивнее по отношению к мусульманам. Я слышала о случаях, когда с сестер-мусульманок просто сдергивали никаб — в том же автобусе. Про словесные оскорбления я и не говорю — с этим нам приходится сталкиваться очень часто, даже если бываем просто в платках, с открытыми лицами. Так что я, например, не рискую выходить с закрытым лицом на улицу без мужа. Только с ним. И чаще закрываюсь, когда предстоит идти в то место, где, я знаю, будет много мужчин-мусульман.

— То есть, закрываешь лицо не столько от людей другого вероисповедания, сколько от мусульман?

— И это логично. Мужчины другого вероисповедания посмотрят на меня скорее с непониманием, а кто-то и с неприязнью, они вряд ли будут смотреть на меня как на потенциальную жену — я им неинтересна и непонятна в этом плане. А братья-мусульмане так или иначе будут оценивать меня как женщину, поэтому, чтобы не смущать их, я закрываю лицо. В том числе, и когда иду в мечеть — потому что перед входом в нее всегда собирается много братьев.

— Никаб, наверное, — больше желание мужа? Какому мужчине не хочется, чтобы на его жену не заглядывались посторонние.

— Как сказать. Действительно, по исламу считается, что если муж просит жену надеть никаб, то она обязана это сделать. Но я знаю многих мусульманок, которые сами хотят закрыть лицо, незамужние в том числе. И я надеваю никаб по своей инициативе, с одобрения мужа, конечно. Если бы он запретил это делать, я бы не стала.

— Ты сама захотела. А почему?

— Наверное, женщине надо попробовать надеть никаб, чтобы понять — почему. В нем очень комфортно, чувствуешь себя защищенной. Словно ткань, закрывающая лицо, способна огородить тебя от непотребства, которое часто происходит в нашем обществе. Это, конечно, на эмоциональном уровне, но психологический комфорт ведь тоже очень важен. Если мне нравится одеваться именно так, почему бы мне этого не делать? Я никого не оскорбляю своим внешним видом. Более того, покрытая женщина никогда не начнет с кем-то ругаться, устраивать какие-то неподобающие сцены в общественных местах. Так чем она помешает прохожим? Напугает? Но посмотрите вокруг — сколько неприятных, а то и страшных лиц! Например, пьяных людей, от которых не знаешь чего ожидать. Или просто каких-нибудь психически неуравновешенных. Что же, запретить им выходить из дома? Было бы неплохо, но этого никогда не случится. Поэтому людям разных взглядов на жизнь приходится мириться друг с другом.

— А не было таких случаев, когда к тебе возникали вопросы у полицейских? Насколько я знаю, они могут потребовать открыть лицо, чтобы сравнить его с фотографией в паспорте.

— Нет, такого не было. Но однажды мне пришлось поднять никаб по просьбе сотрудницы паспортного стола. Попросила она об этом корректно, без всякого негатива. Наверное, не меня первую она видела в никабе.

— А вообще, в Тюмени много женщин, закрывающих лицо?

— Сейчас, насколько я знаю, стало меньше — все по той же причине, о которой мы уже говорили. Окружающие не понимают, злятся, а ислам — религия миролюбивая, что бы нам ни пытались внушить с экранов телевизоров. Поэтому, чтобы не провоцировать агрессию, многие мусульманки отказываются от никаба. Очень хочется верить, что когда-нибудь он не будет вызывать такого страха и порицания у россиян. Ведь кроме прочего, никаб — это очень красиво!

Правда, по словам муфтия Духовного управления мусульман Тюменской области Галимзяна Бикмуллина, не является по исламу фарзом, то есть обязательным предписанием.

— Мы знаем, что жены пророка Мухаммада закрывали свои лица, — говорит Галимзян-Хазрат. — Поэтому и для последователей пророка это было бы хорошо, но не всегда это возможно, тем более в наше время. Лучшим для мусульманки, я считаю, будет ношение хиджаба, который оставляет открытым лицо. Это более привычный вид, и он уже не вызывает такой волны негатива и страха у представителей других вероисповеданий, мало знакомых с исламом.

Пожалуй, «мало знакомых» — здесь ключевое словосочетание. Потому что, вспомни те пассажирки из шестой маршрутки, что путь автобуса пролегает мимо соборной мечети, и что на дворе — пятница, они, быть может, меньше бы волновались. Понятно ведь, что женщина с закрытым лицом едет, скорее всего, на пятничную молитву и вряд ли преследует какие-то недобрые цели.

В этом смысле водитель шестого маршрута Виталий Горлов куда более толерантен иных своих пассажиров:

— Мусульмане часто ездят на «шестерке» до мечети. И я уже привык к этому. Особенно много их бывает по пятницам и разным мусульманским праздникам: женщины в платках, мужчины с бородами и в тюбетейках. Не высаживать же мне их! Может, другие пассажиры и смотрят иной раз как-то косо на них, но национальных конфликтов у меня в автобусе никогда не было. А вот из-за места или из-за того, что кто-то кому-то на ногу наступил или толкнул, пассажиры часто ругаются — еще как! И мусульмане, кстати, в таких скандалах участвовать-то и не будут, скромно себя ведут. А вообще, я за время своей профессиональной практики, которая связана с человеческим общением, научился относиться ко всему философски, что и другим советую.

***
фото: В восточных странах никабом никого не удивишь. В России он пока вызывает не только удивление, но и подозрение.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта