X

  • 25 Апрель
  • 2024 года
  • № 44
  • 5543

Непростая работа в непростом месте

Каждое утро, в 8.00, жителей домов на улице Ялуторовской будит гимн Российской Федерации — под него выходят на построение работники следственного изолятора N1. В дождь, в снег, в будни и выходные дни…

— Было время, когда граждане жаловались, что, мол, громкая музыка мешает им спать, да и вообще раздражает их, — говорит начальник СИЗО-1 полковник внутренней службы Сергей Коновалов.

— Я спросил: вам не нравится гимн России? На это они ничего ответить не смогли.

Шаг влево, шаг вправо…

Такая в этих стенах, а точнее, за забором, четкая позиция: гимн есть гимн, служба есть служба. Шаг влево, шаг вправо считается побегом. Причем распространяется эта метафора не только на подследственных и осужденных из хозяйственного отряда (это те, кого оставили отбывать наказание в СИЗО), но и на самих работников спецучреждения. Спрос с них очень жесткий.

На первом этаже административного здания следственного изолятора висят две доски, но — не почета. На одной написано «сотрудники, предавшие интересы службы», на другой — «сотрудники, нарушившие правила несения службы». Портреты проштрафившихся работников прилагаются.

— Это люди, которые поддались влиянию спецконтингента, — объясняет заместитель начальника СИЗО-1 подполковник Александр Козлов. — За какое-либо вознаграждение согласились передать подследственным запрещенные предметы: телефоны, сим-карты или что посерьезнее. Сейчас они в системе уже, конечно, не работают.

Но есть на этих досках — чтобы не забывали о проступке — и фотографии тех, кто остался работать в изоляторе, получив серьезный выговор или взыскание: например, за то, что рискнул в одиночку вывести подследственных из камеры. По правилам, делать это должны несколько работников — в целях безопасности. Необдуманная храбрость не приветствуется.

— Работа сложная, не отрицаю. Дисциплина у нас на первом месте, — говорит Сергей Коновалов.

— Поэтому текучки кадров избежать не удается: некоторые сами понимают, что не справляются, и поэтому уходят. Некоторых увольняем. Однако с прошлого года нам повысили денежное довольствие, и я надеюсь, что теперь у сотрудников будет больше мотивации работать.

Праздники настраивают на рабочий лад

Совместные праздники — тоже неплохая мотивация на добросовестное несение службы, считают в СИЗО. Поэтому с недавнего времени здесь широко отмечают День работников следственных изоляторов и тюрем. Да, праздник этот не общенародный и наверняка многих читателей удивит его наличие в календаре памятных дат. Однако он существует и 31 октября его справляли уже 50-й, юбилейный раз.

В связи с этим, в учреждении закрытого типа на Ялуторовской, 42/2 объявили День открытых дверей. Не путать с амнистией! Двери открыли для представителей средств массовой информации.

. Чем занять себя журналистам, пока проверяющий на КПП принимает документы, сотовые телефоны, досматривает каждого посетителя? Размышлениями вслух о том, возможно ли сбежать из-за этих многочисленных железных дверей на магнитных замках.

— Попытки, конечно, случаются, — отвечает Сергей Коновалов. — Однако за последние десять лет побегов с территории следственного изолятора не было. Ну, сами посмотрите: глухой забор, вышки, а сейчас еще весь периметр находится под видеонаблюдением.

Сергей Николаевич с довольством хорошего хозяйственника отмечает, насколько преобразился следственный изолятор за последние три-четыре года. Даже Екатерининский тюремный замок, которому уже 228 лет, посвежел — в нем отремонтировали камеры, обновили фасад, на окнах установили новые решетки. На территории построили новую часовню.

— И в будущем у нас работы непочатый край, но нельзя не сказать о том, что сделано очень многое, — продолжает полковник Коновалов. — Благодаря совместным усилиям сотрудников, которые, несмотря ни на какие трудности, по- настоящему любят свою службу! Сегодня мы их обязательно отметим и поздравим на торжественном собрании.

«А в тюрьме сейчас ужин: макароны…»

Пока собрание не началось, Александр Козлов предлагает нам пройтись по «запретной зоне» (именно так написано на заборе СИЗО). Радость эта прогулка доставляет не столько нам, сколько арестантам. Для них визит журналистов — это хоть какое-то событие в режимной жизни. Они липнут к небольшим узким окнам камер, что-то кричат вслед, но помахать уже не могут: после ремонта решетки на окнах стали чаще, руку сквозь прутья не просунуть.

. Александр Андреевич зовет нас в пищеблок — кухню, где еда готовится в огромных количествах. В среднем, в следственном изоляторе находится 1200 подследственных, плюс транзитники-пересыльные, которых надо накормить завтраком, обедом и ужином.

— Макаронами кормите? — спрашиваю я у Веры Сайхановой, заведующей столовой для спецконтингента, вспоминая ставшую крылатой фразу одного из «джентльменов удачи».

— И макаронами тоже кормим, — улыбается она. — Но сегодня у нас на обед азу с тушенкой и суп- новинка» с гречневой крупой.

К каждой «пайке» полагается хлеб, который пекут здесь же, в собственной пекарне. В ней работают осужденные из хозотряда.

По словам полковника Коновалова, в этом отряде много умельцев, которые могли бы заниматься разным производством. Но в СИЗО, в отличие от колоний, промышленной зоны нет. Поэтому нет и дополнительного источника дохода — что жалко. В противном случае и ремонт продвигался бы куда активнее.

Пока на старом месте

Наша импровизированная экскурсия не обошла стороной и музейную камеру, антураж в которой вот уже несколько лет обустраивает ветеран службы Галина Легошина. Галина Степановна — одна из ярых хранительниц старого тюремного замка, вокруг которого, собственно, построен следственный изолятор. Говорит, что это историческое наследие, которое должно оставаться на своем исконном месте.

Хотя ни для кого не секрет, что власти уже давно придерживаются другого мнения. Все чаще во ФСИН России заходит речь о том, что надо переносить следственные изоляторы и колонии, которые находятся в центре городов, на окраину или вообще за город. За счет инвестиционных вливаний.

— И нам действительно поступали предложения от серьезных строительных компаний, которые хотели бы выкупить землю под СИЗО-1, — подтверждает Сергей Коновалов. — Однако все это осталось пока только на уровне разговоров. Потому что даже очень крупной компании в одиночку не осилить такой проект. Представьте, сколько средств требуется, чтобы отстроить новый следственный изолятор на новом месте!

Так что оставаться СИЗО-1 пока на старом месте — в самом центре нашего города, по соседству с большими торговыми центрами, Цветным бульваром, оживленной эстакадой «Стрела».

P.S. Кстати, на втором и третьем этажах административного здания висят уже совсем другие доски. Одна — почета, а другая под названием «героические поступки сотрудников уголовно-исполнительной системы». И фотографий на них гораздо больше.

***
фото: На снимке: у ворот СИЗО-1.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта