X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Любовь к футболу не ржавеет

Мое предположение о сложных чувствах на матче «Тюмени» и «Зенита» он отмел сразу: «Я же родился в Ленинграде! И всегда болел и буду болеть за питерские команды».

… Пятилетним малышом Андрей впервые попал на стадион имени Кирова — отец взял с собой на футбол. Тогда впервые открыл эту удивительную дорогу на легендарный стадион (которого уже нет, но здесь растет новая футбольная арена).

Все волновало и поражало взор: гроздья людей, висевших на подножке трамвая 31-го маршрута; сплошной живой поток, струившийся в сторону стадиона, до которого надо было топать еще два километра по широкой аллее; и сама чаша арены, казавшаяся мальчику чем-то гигантским, космическим, неземным.

Вот так рождалась любовь к «Зениту» и футболу вообще.

А в 80-е годы прошлого столетия, уже в Тюмени, Андрей Свинкин, работая в кинокорреспондентском пункте Министерства геологии СССР, стал снимать тюменский футбол по заданию самого Фармана Салманова, руководившего главком. Играл «Геолог» -та команда, что заслуженно пользовалась народной любовью и собирала полный стадион — как «Зенит» в Ленинграде.

Сюжеты о матчах были протяженностью минут десять, рассказывает Андрей Николаевич. «Мы работали на историю и думали тогда, что эта кинохроника будет востребована не однажды. Увы, сегодня этих пленок нет, они утеряны… В 1982 году я поступил во ВГИК, а когда окончил его, то и кино у нас кончилось. Наступали смутные, переходные времена. Студию закрыли, и надо было заниматься чем-то другим.»

А снимал он отечественной кинокамерой «Конвас» (объясняет, что название собрано из первых слогов имени и фамилии изобретателя — Константина Васильева). Аппарат с 35-миллиметровой пленкой широко и успешно использовался в советском кино. «К примеру, знаменитый фильм «Летят журавли» сняли именно таким», — говорит Андрей Свинкин.

Он, кстати, сохранил эту технику. Но когда я высказал смелую идею — а не попробовать ли снова, спустя столько лет, запечатлеть тюменский футбол, мой гость только покачал головой: звучит заманчиво, но камера стала нерабочей.

30 октября, когда будут играть «Тюмень» и «Зенит», он будет снимать, но фотокамерой. «Я теперь пенсионер и свободный фотограф. Когда последний раз видел питерскую команду живьем? Трудно припомнить».

Андрей Николаевич провел в родном городе несколько дней в конце сентября и начале октября, но обстоятельства не располагали к походу на футбол. Ушел из жизни его отец. Профессиональный военный, который пережил блокаду Ленинграда.

«В те дни в Питере играла венская «Аустрия». И я хотел было пойти, чтобы немного развеяться, отвлечься, но все же не пошел. Было холодно. Просто решил поберечь свое здоровье.»

Но встречу в Тюмени никак нельзя пропустить. И, говоря о ней, я попросил давнего болельщика «Зенита» предположить, какой состав выставит на кубковый матч итальянский тренер Лучано Спаллетти.

«Человек он удивительный и по-своему непредсказуемый, — рассуждает мой собеседник. — Может привезти сильнейший состав. Хотя не думаю, что он выпустит Халка (форварда сборной Бразилии —В.Т.). Аксель Витсель? Вот Витсель может выйти — он недавно пропустил матч из-за дисквалификации. Полагаю, Тимощук сыграет. Может быть, Аршавин — ему надо набирать баллы, он хочет в Бразилию поехать (на финальный турнир чемпионата мира — В.Т.). Шатов и Смольников — два отличных приобретения «Зенита», и хочется увидеть обоих на нашем стадионе.»

А вот зенитовский клубный шарф он вряд ли наденет перед походом на «Геолог»: «В последнее время охладел к атрибутике. Но только не к самой игре. Футбол волнует, заводит и радует по-прежнему — тут ничего не изменилось!»

***
фото: 16 сентября 1984 года, Москва, стадион «Динамо». Андрей Свинкин снимает исторический кубковый матч между ЦСКА и тюменским «Геологом» (армейцы тогда победили 2:0).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта