X

  • 07 Май
  • 2024 года
  • № 48
  • 5547

Как в Тюмени театр родился

Текутьевский театр и соляные склады.

Я, как и многие обыватели, тоже путала эти два понятия — текутьевский театр и соляные склады, в которых долгое время располагался тюменский драматический театр (на сегодняшней улице Герцена). Оказалось, что это два совершенно разных театра, хотя один в некоторой степени и произошел от другого.

ОТКУДА НОГИ У ТЕАТРА РАСТУТ

Если углубиться в историю и попытаться добраться до истоков театрального искусства в купеческом городе Тюмень, то окажется, что в 1892 году городской голова и меценат Андрей Иванович Текутьев специально для труппы актеров построил добротный каменный дом на улице Иркутской (ныне Челюскинцев).

Актерская труппа в нашем городе существовала с 1878 года и «содержалась на средства городского общества». В журнале Тюменской городской управы сохранилась запись о том, что 31 декабря 1877 года на ее заседании положительно было рассмотрено прошение некоего мастерового Черных о выдаче ему «разрешительного свидетельства на открытие и содержание в 1878 году буфета при театре в доме Козубовского». Известно, что в этом театре как раз работала первая профессиональная тюменская труппа, которой руководил антрепренер Спиридон Бабош-Королев. Сам руководитель был родом из Ставрополя, учился в гимназии, слушал лекции по сценическому искусству в Санкт-Петербурге. Поскольку родом он был из семьи купеческой, то, став взрослым, регулярно оказывался на знаменитой Ирбитской ярмарке, где его актеры и он сам давали представления. Вероятно, там-то и увидели его тюменские купцы и пригласили работать в наш город. Причем, по мнению историков, речь шла не об одном-двух выступлениях, а о долгом сотрудничестве.

Некий Козубовский, что ненадолго приютил труппу в своем доме, вероятно, вскоре либо отказался от этой идеи, либо не смог помогать актерам. Развитию тюменского театра мешало отсутствие постоянного помещения. Поэтому общественность города так приветствовала решение Текутьева поддержать театральную труппу. Андрей Иванович перестроил под театр один из своих доходных домов и пригласил туда все того же Бабош-Королева. Наконец, у театра появилось специальное здание, и он стал считаться частным.

Текутьев обустроил так: в зрительном зале, кроме партера, были ложи в два яруса, амфитеатр, галерея. В 1909 году после реставрации расширили сцену, фойе. В зрительном зале вместо 500 стало 1200 мест. В первом сезоне расходы Текутьева на театр составили пять тысяч рублей, в дальнейшем уходило от двух до четырех тысяч. Он содержал его в течение 26 лет. Билеты стоили от 30 копеек до 1 рубля 30 копеек. Рабочие и служащие Андрея Текутьева посещали спектакли бесплатно.

Интерес к театру у тюменцев возрастал. На сцене шли постановки, «вызывающие слезы на глазах и доброе чувство в сердце». Смотрела публика «Кин, или Гений и беспутство» Дюма, шекспировского «Отелло». Привередливые зрители роптали: «Царствует исключительно мелодрама… проходит только сцена за сценой с раздирающими душу криками, плачем, пожалуй, и кровью, убийствами. Нет реальности». Театр отреагировал: в репертуаре появились исторические спектакли: «Князь Серебряный», «Перикл», любимая многими комедия «Горе от ума», бытовая драма «Дети Ванюшина».

Обращался театр и к произведениям местной тематики. Зрителям представили пьесу тюменской писательницы Надежды Лухмановой «Сибирский Риголетто», а на спектакль «Черт в г. Тюмени и его проказы» публика быстро раскупала билеты. По пьесе тюменского журналиста Петра Рогозинского показали спектакль явно демократической направленности «Сброшенные оковы». А в летнее время перед публикой выступали гастролеры. Звучали голоса оперных певцов Владимира Касторского, Андрея Лабинского.

В 1902 году в театре состоялся первый в истории Тюмени кинопоказ. Фильм демонстрировал французский гастролер Дерсен, которого пригласил Андрей Текутьев. В 1915 году на сцене выступал с лекциями «король поэзии» Константин Бальмонт.

Историки пишут, что сам Текутьев тоже любил ходить на спектакли. Перед своей кончиной в 1916 году Андрей Иванович завещал театр городу. Управа приняла дар, театр стал называться Текутьевским. Но недолго звучало имя мецената в названии. Грянули революционные годы. С установлением советской власти в зрительном зале для рабочих и крестьян устраивались митинги. Одна из газет назвала театр «кафедрой революционной пропаганды». 22 августа 1919 года в его стенах состоялось общегородское собрание молодежи, на котором была создана комсомольская организация Тюмени. А в октябре того же года театр стал носить имя Ленина. Нарком просвещения Анатолий Луначарский командировал в Тюмень режиссера Малого театра Муравьева, тот занялся формированием труппы. Но актеров с профессиональным образованием найти оказалось трудно. И в 1920 году при театре была организована студия сценического искусства.

А 30 сентября 1922 года в здании театра случился пожар. Так не стало первого в Сибири каменного театра.

ВОДА С ПОТОЛКА И ГОРА СОЛИ

Принято считать, что соляные склады, в помещении которых до недавнего времени размещался Тюменский театр драмы, принадлежали купцу Текутьеву. Однако краеведы говорят, что до сих пор не найден документальный источник, подтверждающий легенду. Кому они раньше принадлежали, сейчас точно никто не знает. Вряд ли Текутьеву. В числе торговцев солью Андрей Иванович не упоминается ни в одном из сохранившихся документов.

В 1924 году театр назывался Камерным и работал под руководством Сабурова-Долинина, который был сразу актером, режиссером и директором. Особого внимания в истории театра того времени заслуживает сезон 1926 года — тогда на сцене Камерного театра выступала самая сильная актерская труппа за все время его существования. В это время в Тюмени работали актеры Ленинградского академического театра — бывшего Александринского: Самаров, Дымоковская, Реут, Виноградова, Дмитриев, Чернорудный…

Ставились исторические драмы, произведения русских классиков, революционные постановки, музыкальные спектакли.

В 1935 открыто новое здание -как раз в тех самых бывших соляных складах, что до недавнего времени стояли на сегодняшней улице Герцена. В 1938 создана стабильная труппа.

С образованием в августе 1944 Тюменской области театр получил статус областного. Начинается новая история, которую многие тюменцы помнят. Мало приспособленное для актерской работы здание, крохотный малый зал, прохудившаяся в какую-то из суровых тюменских зим крыша, которая пропускала воду прямо на сцену.

Тем не менее, театр был верен традиции — основу репертуара составляла классика.

В 1962 главным режиссером стал Евгений Плавинский, годом позже директором назначили Александра Калугина. Вместе они проработали более 20 лет. В те годы совместно с училищем искусств театр вел актерский курс, который был выпущен в 1969 году. В числе студийцев был нынешний худрук театра «Ангажемент», заслуженный артист России Леонид Окунев.

В 1985-1990 главным режиссером был Александр Цодиков. С 1987 директором является Владимир Коревицкий, с 1994 главным режиссером — Алексей Ларичев.

В 1996 году Тюменским государственным театром драмы и комедии совместно с Тюменским государственным институтом искусств и культуры был набран курс актерского мастерства. В 2001 году 10 выпускников этого курса пополнили труппу театра.

Словом, все это нам уже знакомо. В 2010 году, когда завершилось строительство нового здания театра драмы на улице Республики, соляные склады снесли. Части старых декораций и прочего сценического инвентаря, который остался после многих лет работы, лежали среди обломков стен. Гору плотно спрессованной соли, что все эти годы хранилась в одном из подсобных помещений, распилили на кусочки и стали продавать и дарить на память в качестве сувенира. Директором стал Сергей Осинцев, главного режиссера у театра теперь нет.

Новейшая история пишется сегодня — каждый день.

***
фото: Здание театра на улице Герцена;Снос;Сувенирная соль из театра.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта