X

  • 31 Май
  • 2024 года
  • № 58
  • 5557

Гордость и предубеждение по-русски

Этот «роман» не имеет ничего общего со страстями по Джейн Остин: ни балов, ни экипажей, ни английской романтики XIX века. И свадьбой, по-видимому, дело тоже не закончится…

Тюменская пресса давно не гонится за жареными сенсациями. В газетах и на интернет-порталах не встретишь леденящих кровь историй о «медиках-убийцах» или «младенцах, проданных на органы». Никто не занимается «формированием отрицательного образа врача».

Однако, слушая соседей и знакомых, мы то и дело наталкиваемся на негативную оценку качества медицинских услуг: то в регистратуре не на тот день записали, то обследование (необходимое, по мнению пациента) назначить отказались, а то и вовсе «лечат-лечат, а все без толку». В общем, цитируя советника губернатора Тюменской области Елену Нечай, «на врачей жалуются так же часто, как на прогноз погоды и рост цен».

Многие пациенты считают, что врачи хуже их разбираются в медицине, хоть и получили дипломы о высшем образовании. А если не хуже, то «лечить все равно станут спустя рукава». Откуда такое предубеждение? Осталось с перестроечных времен, когда участковые терапевты больше думали не о больных, а о том, как прокормить семью на нищенскую зарплату? Не понятно…

Впрочем, медики тоже в долгу не остаются. Профессиональная гордость дает о себе знать.

— «Спасибо» Интернету, пациенты теперь пошли «грамотные». На прием приходят не только с поставленным диагнозом, но и с прописанным лечением, — невесело смеется Валерий Ротенберг, участковый терапевт поликлиники N 7 и обладатель звания «Народный доктор-2011». — Если сразу безапелляционно высказать мнение о таком самолечении, это лишь укрепит веру пациента в собственную правоту и вашу некомпетентность. Приходится действовать постепенно, в течение нескольких приемов разубеждая, приводя аргументы и результаты анализов. Как с детьми…

К детям можно было бы позвать кота Леопольда с его фирменным: «Ребята, давайте жить дружно!» А взрослым дядям и тетям мультипликационные герои не авторитет.

Решение проблемы врачи стали искать за круглым столом на тему «Врач и пациент как синергики (участники общего дела — Д.Р.) развития современного здравоохранения». Несмотря на мудреное название, на заседании говорились вещи, понятные без словаря.

— Медицина — одна из самых динамично развивающихся областей науки. В соответствующих темпах растут и ожидания пациентов, и их требования к системе здравоохранения, — рассуждает Елена Нечай. — В нашем регионе строятся новые ультрасовременные медицинские центры, закупается новейшее оборудование для больниц и поликлиник, меняется подход к информатизации и работе регистратуры, но. Ни одна новая разработка не может быть внедрена за один день или месяц. Есть еще очереди в регистратуру и очереди перед кабинетами. Требуется время, чтобы перейти на новые рельсы. Это одна сторона проблемы, но есть и другая — личные взаимоотношения между врачом и пациентом. Они, наверное, всегда были сложными. Но теперь в них утеряна очень важная составляющая — чувство уважения друг к другу. Пока она не восстановится, диалога не получится. А он необходим! Ведь в современном мире лечение болезни — это командная игра.

… С чего начинается взаимное уважение? Правильно, с взаимопонимания. Первые его ростки попыталась взрастить директор российской организации «Институт здоровья семьи» Наталья Вартапетова:

— Есть такой анекдот: появился в нашем времени настоящий святой, способный излечивать любую хворь наложением рук. Устроился он в поликлинику, провел первый прием. Пациент, старенький дедушка, выходит из кабинета. Его спрашивают: «Как врач-то?» А он отвечает: «Такой же некомпетентный, как все остальные. Даже давление не померял!» Над этой шуткой можно посмеяться, но факт останется фактом: наши люди склонны жаловаться на недостаток тепла и внимания со стороны доктора, даже если конечный результат лечения их устраивает, -делает неутешительный вывод Вартапетова. — И в этом отношении мне бы хотелось попросить у пациентов понимания. Нет другой специальности, в которой профессиональное выгорание случалось бы так часто. Самое большое количество суицидов — среди врачей. Когда тебе каждый день приходится иметь дело с болезнью, страданиями и даже смертью, сложно вынести этот груз и остаться веселым и радушным. Если врач старается не сближаться с пациентом, выполнять работу, но не пускать чужие проблемы глубоко в сердце — это способ защиты. Попробуйте относиться чуть менее критично. Врачи — не святые и не железные.

… Не забывать о чувствах пациентов медицинское сообщество призвала Ольга Павлова, заместитель главного врача по детству ОКБ N 1.

— Для семьи нет ничего страшнее, чем болезнь ребенка. Поэтому к врачам-педиатрам предъявляются самые высокие требования со стороны пациентов. И именно детским докторам приходится выстраивать одни из самых сложных взаимоотношений: с самими юными пациентами и с их родителями, — объясняет она. — Я вспоминаю 80-е и 90-е годы… катастрофически изменилась молодежь, катастрофически изменились родители. В лучшую сторону! Они читают, они много знают и готовы приложить все силы, чтобы их малыш вырос здоровым. Не мудрено растеряться, когда мамы и папы, бабушки и дедушки больного под воздействием стресса начинают кричать и проявлять негативные эмоции. Их нужно понять и не обижаться. Я работаю в педиатрии тридцать лет и могу назвать одно верное средство удачных отношений с родителями. Мамы ваших пациентов должны знать, что для вас не существует ничего важнее их ребенка! Если вы сумеете поселить в них эту уверенность, в дальнейшем проблем не будет.

Например, у многих участковых педиатров бывают проблемы с родителями, которые отказываются ставить детям прививки. Недавно я познакомилась с врачом, у которого нет ни одного отказа от вакцинации, и спросила: «Как?» А она ответила: «Я работаю в этой поликлинике так долго, что на моем участке подрастает второе поколение ребятишек. Их дедушки и бабушки водили ко мне их родителей, и те меня хорошо помнят. Они знают: если я сказала, что прививка нужна, значит, она нужна».

… Врач может прийти в больницу в дурном настроении и позабыть приободрить вас улыбкой. Это, безусловно, не очень профессионально, но… разве вы сами, приходя на работу, всегда сияете майским солнышком? Пациент может переоценить собственные силы и попытаться самостоятельно разобраться с болезнью. Но неужели он не заслуживает немного терпения и внятных объяснений? Взаимное уважение — плод работы обеих заинтересованных сторон.

— В мире нет ни одной страны, в которой граждане были бы полностью довольны своей системой здравоохранения, — подводит итог Наталья Вартапетова. — Я поставила маленький эксперимент: зашла на официальный сайт клиники, признанной лучшим медицинским учреждением Америки и открыла раздел жалоб и предложений. Первый же отзыв звучит примерно так: «Мне довелось быть пациентом этой «лучшей клиники». Если бы я мог вернуться в прошлое, то не послал бы сюда лечиться даже собаку». Каждый человек может однажды оказаться пациентом. Давайте не забывать о главном — наше здоровье не только в руках врача, но и в наших собственных. Мы в одной лодке и должны грести в одну сторону.

***
фото: Филиал городской поликлиники N 4, открытие которого состоялось в конце лета.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта