X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Увидеть в ребенке личность

2013-2014 учебный год пришел в школы рука об руку с новым законом «Об образовании», вступившим в силу с 1 сентября. Правда, документ, на подготовку которого законодатели потратили четыре года, не стал главной темой августовских педсоветов в Тюмени.

— Не было необходимости повторяться, — пояснила по этому поводу директор школы N 70 Лидия Русакова. — Мы досконально прорабатывали спорные и непонятные моменты весь прошлый учебный год. Обсуждали то, что требовало обсуждения… А на этот раз у педагогического сообщества были другие задачи. В первую очередь, продумать пути реализации закона на практике. Разработать стратегию его применения в каждой конкретной школе города и области.

На новый закон «Об образовании» было вылито немало бочек дегтя и высыпано немало перьев. Отдельные представители федеральной прессы даже угрожали россиянам тем, что часть общеобразовательных предметов, согласно ему, станет платной. Однако, по мнению Лидии Николаевны, ничего «античеловеческого и нарушающего конституционные права» в законе нет.

— Я изучала его внимательно и увидела позитив, — говорит она. -И с точки зрения директора школы, и с точки зрения педагога, и даже как родитель. Меняются только концептуальные подходы. Количество предметов и их направленность, даже объем отведенных на них часов — все остается по-прежнему. В первую очередь закон требует: «Учителя, меняйте мировоззрение!» И, в любом случае, будут еще выходить уточнения. Положения, которые позволят трактовать те или иные моменты абсолютно точно.

… Итак, центральной фигурой августовских педсоветов стал учитель. А точнее, учитель и его социальная ответственность. Глава администрации Тюмени Александр Моор и первый заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик отметили, что природные ресурсы по своей важности для современного общества отходят на второй план, а главная ставка теперь делается на «человеческий капитал». Кто же, как не учитель — кузнец и воспитатель этого наиценнейшего ресурса?

— Можно построить самые красивые школы, закупить новейшие дидактические материалы и ультрасовременное оборудование. Но пока педагоги не пересмотрят свой способ преподавать, пока они не смогут перекроить себя и по-новому взглянуть на учеников, настоящая реформа в школах не произойдет, — убеждена Лидия Николаевна. — После развала СССР образование пережило очень тяжелые годы. Школа выстояла, но понесла потери. В частности, был период, когда в педагогические вузы и колледжи абитуриенты шли по остаточному принципу. Теперь система образования возвращает себе былой статус. Высокий статус, которому не просто соответствовать. И людям, которые не хотят учить детей, в ней не место. Для примера: моя мама была сибирской крестьянкой, имевшей три класса образования. И когда мне в детстве не давалась математика, она учила ее вместе со мной. Но только на исходе жизни она призналась, что в те далекие годы приходила к моему учителю и говорила с ним обо мне. Ее слова я повторяю педагогам до сих пор: «Если ребенок плохо ведет себя на уроке — это вина родителей. Но если он не знает математики — вина ваша».

… Кстати, вопрос о качестве преподавания общеобразовательных предметов был одним из самых актуальных на «круглых столах», прошедших в рамках педагогической недели. Как заметил Александр Моор, тюменские школьники подтянули результаты ЕГЭ по многим предметам, в частности, по физике. А вот математика -царица наук, все никак не может воцариться в головах и в тетрадях.

В этом отношении, как признала директор школы N 41 Ольга Живодерова, есть проблема, и существует она давно.

— При переходе из младшего школьного звена в среднее многие дети теряют мотивацию к учебе, — рассказывает она. — Я почти три десятка лет преподаю, и все это время педагоги воспринимали сей факт пассивно. Мол, переходный возраст, что же тут поделаешь. Но в одной из школ нашего города в прошлом году провели эксперимент и выяснили: если изменить методику преподавания, дети останутся такими же любопытными и открытыми к новый информации.

По мнению педагогического сообщества, немаловажную роль в этом играет индивидуальный подход к каждому ученику. Например, благодаря простому десятиминутному тесту, учитель может выяснить, какой тип информации ребята в его классе воспринимают лучше: визуальный — то есть получаемый при помощи зрения, аудиальный — при помощи слуха, кинестетический — при помощи движения, или дигитальный — при помощи логического анализа.

— Этот простенький тест стал для наших педагогов настоящей революцией, — признается Живодерова. — Представьте себе, учитель бился с классом, никак не мог понять, почему умные дети не воспринимают его объяснения. А оказывается, что он, например, читал им лекции, когда требовалось развесить по классу таблицы и схемы.

— Индивидуальный подход к ученику — не новшество, — рассуждает Лидия Русакова. — Учитель Александра Пушкина в Царскосельском лицее только качал головой, осознавая, как малы способности его ученика к математике. Но признавал за ним дар стихосложения! В сложные годы, о которых я уже говорила, мы потеряли традиции классической русской школы. И теперь должны возродить их, в том числе, и в отношении индивидуального подхода. Я однажды учила ребенка, который ставил точку и заканчивал предложение в том месте, где я во время диктанта делала интонационную паузу, обозначая запятую. Но я его выучила, хоть и на тройку. Конечно, он связал свою жизнь не с литературой и не с филологией, но он стал профессионалом в другой области, к которой имел склонность. Я не говорю, что нужно закрывать глаза на лень или откровенное нежелание учиться. Но и личностные особенности ребенка надо учитывать. Найти, в чем он может быть талантлив помимо вашего или других общеобразовательных предметов — это тоже профессионализм.

… А вчера тюменских школьников, их родителей и педагогов с Днем знаний поздравил директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер. Он отметил, что с новым учебным годом Тюмень связывает новые надежды. И что атмосфера взаимопонимания между теми, кто учит и теми, кто учится — самый надежный проводник знаний.

Остается надеяться, что стремление учителей наладить контакт со школьниками и построить общение на принципе равенства реализуется не только на словах, но и на деле. И что сами ученики, в свою очередь, часть этой сложной задачи возьмут на себя.

***
фото: Тюменские школьники сели за парты. Урок ведет Наталья Елсуфьева.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта