X

• 5551

На фоне Анхеля снимается семейство

Окончание. Начало в NN 127-129

Хосе рассказал мне, что родился в Каракасе, а в 14-летнем возрасте сбежал в Европу. «Порке?»

— спросила я его по-нашему, по-испански. «Girl», — ответил он коротко и широко улыбнулся. Подробности личной жизни Хосе опущу — пусть он сам их рассказывает, кому посчитает нужным. В Европе Хосе начал с Финляндии и успел пожить в шести странах, выучив несколько языков. А после вернулся в Венесуэлу и начал работать в туристической отрасли. Попал в Канайму и полюбил ее всем сердцем, и остался здесь. Молодец. Нет, ну он правда молодец.

Вторая часть пути прошла очень быстро. Часть порогов индейцы рискнули преодолеть, не выгружая нас из лодки, поэтому пешочком по саванне мы шли уже не двадцать минут, а всего десять, так что почти и не успели устать.

По дороге я как раз и размышляла о том, почему мы взяли с собой так мало чистых футболок (по две на каждого). Первая футболка становится насквозь мокрой по дороге туда, в результате вот такой прогулки по саванне, вторая — на Анхеле, так что вернуться в Канайму чистым при всем желании не получится, а переодеться в Канайме уже некогда и не во что: гостиничный номер сдан, вещи упакованы в рюкзак.

Хотя, например, Филипп, которого мы встретили в аэропорту, явно успел где-то принять душ. Он был в белой рубашке, с мокрыми всклокоченными волосами. Но большинство туристов возвращается из Канаймы как мы — в купальных костюмах под мокрыми футболками. В Пуэрто-Ордасе гостиница у нас не предусмотрена, так что придется терпеть до Каракаса. М-да.

Сотрудник отеля по имени Франсиско (он кубинец, закончил МГУ и немного говорит по-русски) подвез нас на отельном электромобильчике к летному полю. За столом под навесом сидели четыре мужика с бэйджиками, им мы показали свои паспорта и стали ждать, когда нас позовут в самолет, немного волнуясь: как они будут разбирать пассажиров, кому куда лететь, ведь некоторые отправляются в Сьюдад-Боливар, а другие, как мы, в Пуэрто-Ордас? Ну, ничего, справились как-то. Нам, например, махнули рукой: один раз в нашу сторону, другой — в сторону нужного самолетика. Мы влезли в самолетик первыми и смогли занять места в хвосте с правой стороны — чтобы при взлете можно было еще раз увидеть Канайму. Нет, человечество определенно не умрет от жажды, пока на земле есть такие места.

Евгения Гольдберг

В Пуэрто-Ордасе нас снова встречал Инти. Уложив наши рюкзаки в багажник, он вручил нам… маникюрные ножницы, изъятые у нас сотрудниками спецконтроля перед вылетом в Канайму, а также Яшиного пластмассового тролля, которого тот, как выяснилось, забыл на стойке регистрации авиакомпании «Трансманду». Яша был удивлен: как они узнали, что это именно его тролль? Ответ: других детей в этот день у стойки «Трансманду» не наблюдалось.

Да и вообще туристы с детьми почему-то обходят стороной этот удивительный уголок земного шара. А зря. Детям было бы о чем рассказать на уроке географии. Про летчика Джимми Ангела, искавшего золото, и его самолет, совершивший вынужденную посадку на вершине Ауянтепуя, и про то, как, выбираясь из джунглей, Джимми Ангел обнаружил этот самый высокий в мире водопад.

Инти, как обещал Мигель, провез нас по городу. Кстати, город называется Сьюдад-Гайана, а Пуэрто-Ордас лишь пригород, в котором расположен аэропорт. Инти милый, правда, малоразговорчивый. Зато ответственный и пунктуальный. Молча привез нас в ботанический сад Йовизна (Llovizna). «Парк закрывается в четыре», -предупредил охранник на входе. У охранника, помимо шлагбаума, автомата и рации, в арсенале несколько касок, красиво разложенных на столе на случай войны. Мы быстро пробежали весь парк к водопадам, а на обратном пути так же быстро порассматривали в зарослях каких-то зверюшек. Потом поехали в парк Качамай (я подумала, это потому, что там есть зоопарк, а у нас дети, но оказалось, это стандартный пункт обзорной экскурсии по городу, потому что в Качамае мы встретили русских туристов вообще без детей. Зато стандартный пункт экскурсии превратился в нестандартный. Мы с соотечественниками с удовольствием пообщались, обсудили Венесуэлу, а Инти поболтал с чужим гидом. Кстати, зоопарк все равно оказался закрыт).

Евгения Гольдберг

Остаток вечера мы провели в торговом центре. Там есть киоск, где делают десерты из фруктов и растопленного шоколада. Девчонки тут же прилипли к нему. Потом, бесцельно побродив по магазинам, мы решили нормально поужинать и зашли в… кондитерскую. Там такие печенюшки… м-м-м! Тычем пальцами в витрину: нам это, это и это. Юноша-официант мотает головой: мол, это нельзя, — и пытается что-то объяснить. Да почему нельзя? Ему на помощь прибежали еще двое юнцов, а толку чуть. Тогда они позвали старшего. Как я поняла — для смеху, потому что старший по-английский понимал еще меньше молодых, а эти негодяи тут же начали мерзко хихикать за его спиной. Но он достойно вышел из положения: пригласил нас подняться на второй этаж, где столики и обслуживание по меню. В меню есть даже суп и сэндвичи, но печенюшек нет. Пришлось Соне снова идти искать общий язык с венесуэльскими пацанами. И таки она нашла его. Вернулась с пакетиком печенья.

Из Пуэрто-Ордаса в Каракас мы вылетели с опозданием (Конвиасой, понятно дело), поэтому в Каракасе нас никто не встретил. Мигель при нас заказывал нам гостиницу в районе аэропорта (отель «Катимар»), говорил, что там бесплатный трансфер и что если по каким-то причинам нас не встретят, то надо подойти в туристические офисы в аэропорту и попросить позвонить в отель, чтобы прислали машину. Однако когда мы приземлились в Каракасе, стрелки часов приближались к полуночи, офисы турфирм были закрыты (свет там горел, но внутри никого не было), да и сам аэропорт закрывался. Дети наши умирали спать, Яша так сразу улегся на багажную тележку поверх рюкзаков и заснул. Я предлагала перейти в международный сектор и там искать помощи, но муж решил взять такси и ехать в отель самостоятельно. Сговорился с каким-то здоровенным мужиком и, смотрю, уже подхватили наши вещи и бегут грузиться в машину.

Машина какая-то дребезжащая, неопределенного цвета, слова «taxi» я не вижу, к тому же водила начинает что-то орать группе каких-то мужиков. Я в панике. Я читала про бомбил в аэропорту Каракаса. Но мы уже мчимся по темным улицам, водитель врубил музыку. «Сальса!» — проорал он мне радостно. Вдруг машина сворачивает в пустынный переулок, справа и слева я вижу какие-то склады, пустые ящики, и на меня накатывает ужас. «Нам нужен отель Катимар! — едва не кричу я водителю. — Ты понял? Куда ты едешь? Нам нужен отель Катимар!» «Катимар, Катимар, — говорит мужик обиженно. — Тут трафик такой. Одностороннее движение». И через минуту выворачивает к отелю «Катимар». Оказалось, он так расположен, этот отель — в порту, среди портовых складов.

Евгения Гольдберг

Рано утром отельный мини-бас отвез нас в аэропорт Майкетия, там мы и позавтракали, для чего пришлось обменять сто долларов на боливары. Мысленно мы уже покинули Венесуэлу и радовались, что практически без потерь (все-таки Венесуэла не входит в число относительно безопасных стран) получили массу приятных впечатлений. Расслабились… И тут же поплатились за это. Приняли от менялы восемьсот боливаров и уже двинулись в сторону кафе, как вдруг меняла окликает нас: показывает, что купюра наша слегка надорвана. Вид у него печальный, он прямо расстроен. А мы только перед этим рассказывали детям про инфляцию и что американские доллары в условиях нестабильной экономики являются главным средством накопления. Ну да, рваная бумажка не такая красивая, как целая. Муж собирается послать его подальше, а я вдруг говорю — да ладно, смотри, какой он несчастный. И муж вынул из бумажника другую купюру. Надорванную он вообще-то осмотрел и ощупал, но ничего подозрительного не нашел. А вот в обменном пункте на острове Тринидад (республика Тринидад и Тобаго, куда мы прилетели из Каракаса) подделку вскрыли сразу. Составили акт, фальшивую купюру изъяли. Хорошо еще, что нам поверили и что обошлось без полиции и заключения в тюрьму -бог знает что там за законы на Тринидаде против фальшивомонетничества!

А пока будем считать, что мы просто поменяли доллары по официальному курсу 1:4. Или что заплатили сто долларов за науку. Или что мы просто подарили их бедненькому венесуэльскому меняле. Жаль, что мы больше не встретимся. А было бы любопытно посмотреть в его несчастные глаза.

***
фото: Человечество не умрет от жажды;На фоне Анхеля снимается семейство;Наш спутник Филипп;Индейская деревня;Дорога в саванне на фоне тепуя.