X

  • 21 Май
  • 2024 года
  • № 53
  • 5552

Дело о целлофановом мешке и оголенном проводе

В июне прошлого года Центральный районный суд осудил четырех сотрудников отдела полиции N4 по статье «превышение должностных полномочий с применением насилия». В мае этого года — в ходе повторного рассмотрения дела в суде -полицейских признали невиновными. Новый оправдательный приговор еще не вступил в законную силу.

Тогда, год назад, о происшествии в четвертом полицейском участке писали во всех СМИ. Обсуждали эту историю в Интернете, сравнивая ее с другими похожими, которые имели место в Тюмени и других регионах страны… История-то, по сути, не нова: закрытый кабинет, наручники, целлофановый мешок (как вариант — противогаз), графин с водой и оголенный провод со штекером, который можно воткнуть в розетку. Такие кабинеты в народе давно уже прозвали «пыточными комнатами». Однако знать о том, миф это или реальность, могут, пожалуй, только те, кому, к их несчастью, довелось там побывать.

Тюменец Анатолий Кутенков утверждает, что 31 мая 2011 года он был именно в такой комнате. Несколькими днями раньше пропал знакомый Кутенкова. Полицейские взялись его искать, выяснили, что последним, кто звонил на мобильный телефон пропавшего, был Анатолий.

— Да, мы периодически созванивались, — говорит Кутенков. -Может быть, именно так оно и получилось, я не отрицаю, но никакого отношения к его исчезновению я не имел. Это точно.

Примерно то же самое он рассказал и сотрудникам ОП-4, которые пришли к нему домой с вопросами. Однако этих объяснений, видимо, им показалось недостаточно, и они пригласили Кутенкова в отдел. Почему-то уже в вечернее время. Как указано в материалах уголовного дела, Кутенков пробыл в участке с 21.30 до 23.00.

— Показания из меня выбивали током, лили воду на поясницу и приставляли к телу оголенный провод, надевали мешок на голову, -вспоминает Анатолий. — Когда поняли, что никакой интересующей их информации я им сообщить все равно не смогу, отпустили. Пришел домой, думал, отлежусь, но мать заметила мое состояние и вызвала скорую.

Что примечательно, потерявшийся приятель объявился через несколько дней. Никто его не похищал, он сам на время уехал в деревню, никому ничего не сказав. Тут бы и кончиться всей этой истории на мажорной ноте. Но осадок-то, как говорится, остался.

Анатолий Кутенков обратился в прокуратуру, засвидетельствовал полученные им травмы, и следственный комитет начал проверку.

— Если разобраться, то за что мне без причины обвинять полицейских? — разводит руками мой собеседник. — До этого случая я их не знал, никаких обид на них у меня не было.

Сотрудники ОП-4, которые в процессе следствия перешли из ранга госслужащих в обвиняемые, свою вину отрицали. Однако 8 июня 2012 года судья Центрального районного суда Максим Вингалов приговорил двоих из них к реальным срокам: по три года колонии общего режима каждому. И двоих — к условной мере наказания.

— После этого подсудимые подали кассационную жалобу в областной суд, — рассказывает гособвинитель Татьяна Есюнина. — В декабре жалобу рассмотрели. Областной суд отменил приговор и направил дело на новое рассмотрение — в связи с нарушениями уголовно-процессуальных норм, которые были допущены в ходе первого судебного следствия. В доказанности вины подсудимых областной суд сомнения не высказал.

Но сомнения высказала судья Центрального суда Вера Агафонова. Таким образом, 13 мая этого года бывших полицейских оправдали.

— Проверка, следствие, потом суды, — это длилось очень долго, -говорит Анатолий Кутенков. — Все это время у меня не было уверенности, что меня вдруг опять не вызовут в полицию по какой-нибудь причине. Пришлось просить государственной защиты.

Сейчас Кутенков просит у областной коллегии судей еще одного пересмотра дела. Центральная прокуратура обжаловала оправдательный приговор в апелляционном порядке.

— На последнем судебном заседании, где я давал повторные показания, почувствовал, что суд полностью на стороне подсудимых, — заканчивает свой рассказ Кутенков. — Судья подчеркнула тот момент, что я путаю отдельные детали. Во-первых, столько времени прошло. Во-вторых. Знаете, когда с тобой делают такое, детали запоминаются как-то не очень. А судья настаивала, что такого не могло быть.

Как знать. Может, и правда, не могло, раз суд так решил. Может, Анатолий, действительно, что-то «путает». Покажет апелляционная инстанция. Приговор-то в силу еще не вступил.

Хотя есть и те, которые вступили, — фабула этих уголовных дел очень уж напоминает вышеизложенную. В октябре 2009 года Калининский районный суд вынес приговор трем сотрудникам УВД по Калининскому округу — тоже за превышение должностных полномочий. Желая добиться нужных показаний, они привели в отдел 36-летнюю женщину, надели ей на голову мешок. Били. Женщина работала продавцом в магазине, около которого было совершено преступление. Сотрудники правоохранительных органов посчитали, что она все видела и слышала, но не хочет об этом говорить.

В конце прошлого года Центральный суд огласил приговор в отношении оперуполномоченного уголовного розыска отдела полиции N 6 и участкового уполномоченного этого же отдела. С помощью противогаза и оголенного провода они добились от тюменца явки с повинной. Таким образом, полицейские «раскрыли» три кражи. В ходе расследования выяснилось, что подвергшийся пыткам человек никакого отношения к этим преступлениям не имеет. Полицейским назначили по три года колонии общего режима.

Печально, но подобной информации в свободном доступе — в частности, на сайте областной прокуратуры, немало.

Каждый раз, узнавая о подобном, изо всех сил уговариваешь себя, что это лишь исключение из правил — одно, второе, третье. Но исключение.

Ведь есть же настоящие полицейские, которые как-то обходятся в своей, признаем, нелегкой работе без противогазов, мешков и проводов!

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта