X

  • 21 Май
  • 2024 года
  • № 53
  • 5552

Кто помог льду тронуться

В воскресенье люди, по случаю тепла высыпавшие городскую набережную, стали свидетелями ледохода. Многие спешили запечатлеть событие на камеры мобильных телефонов.

… А за два дня до этого Тура стояла скучная и практически неподвижная. Моросил мелкий то ли мокрый снег, то ли дождь.

— Вы бы зашли в рубку капитана, а то на палубе холодно, — поднимая повыше воротник спецовки, говорит моторист речного бук-сира-толкача-316 Петр Чернюк.

Но это ему, проработавшему на судоремонтном заводе почти два года, а до этого трудившемуся еще и в частном пароходстве, выход на воду — обычное дело. А нам с фотокорреспондентом Катей Христозовой — интересно. Хочется посмотреть все поближе — не из рубки капитана, а с палубы. Тем более что плавание у нас не обычное, а ледокольное. Небольшой буксир-толкач то и дело наезжает на ледяные пластины, ломая их своим весом. Если не получается с первого раза, то капитан Виктор Трокач дает задний ход, а потом снова атакует льдину — нахрапом, с разбегу, так сказать.

Катя Христозова

В пятницу днем РБТ-316 впервые в этом году вышел из затона на большую воду, поднялся вверх по реке до Воронинского моста. Обычно, чтобы помочь реке вскрыться ото льда, хватает пройти этот участок. А уже вслед за ледоколом, через несколько дней, в плавание по относительно свободной Туре отправляются и другие суда.

Например, Александр Фишер, капитан буксира-толкача малосидящего-517 (так назван, потому что осадка у него всего 80 сантиметров), готовится отправиться в первый свой рейс 30 апреля. А пока он вместе с ремонтниками что-то подправляет на палубе и в моторном отсеке своего судна.

— А на вашем корабле можно было бы лед ломать? — спрашиваю я у Фишера.

— Можно! Чего нельзя-то? — бодро говорит он.

Катя Христозова

А ремонтники строго замечают:

— Ага, им, капитанам, все можно! А нам потом пробоины латай?

Корпус же РБТ-316 на этот случай укреплен специальным ледокольным поясом. Так просто его не пробьешь. Да и не просто — тоже.

Виктор Трокач говорит, что этому небольшому (по сравнению с другими, которые есть на судоремонтном заводе), но выносливому судну уже пошел… шестой десяток. Пока никаких форс-мажоров с ним не случалось. Служит речникам верой и правдой.

— Никакой современной аппаратуры у нас, как видите, нет, -показывает капитан на панель в своей рубке, в которой, и правда, минимум приборов. — Но я Туру, как свои пять пальцев, знаю — где есть мель, а где ее нет. Так что справляемся!

На флоте Виктор Ильич уже 46 лет, так что про «пять пальцев» он упомянул не ради красного словца, а по правде. Тяжелый тугой штурвал он поворачивает уверенно и с легкостью.

— Гидроусилитель? — смеется в ответ на мой вопрос. И показывает свои руки:

— Вот это мой гидроусилитель!

Катя Христозова

Вообще-то, капитан к такой большой команде не привык — в рейс выходит обычно с мотористом или двумя, а в этот раз на палубе ледокола, кроме нас с Катей, были еще специалист городского департамента безопасности жизнедеятельности Родион Емельянов и прораб «Подводречстроя-11» Павел Меринов, ответственный за ледокольные работы.

— Обычно ледокол выходит на воду, когда она поднимается выше двух метров, — рассказывает Меринов. — Тогда лед отходит от берегов, и его легче колоть. Сейчас вода ниже, но день-два — и она уже поднимется вон до того берега.

Павел Анатольевич показывает на высокий берег в районе старого элеватора. Здесь РБТ может немного сбавить обороты и спокойно пройти по чистой воде — неподалеку в Туру сбрасывается горячая вода с ТЭЦ-1, поэтому лед в этом месте не замерзает всю зиму. Этакий водный оазис.

А там, где лед есть, виднеются следы рыбаков. Лунки, пробуренные ими, всякий мусор: бутылки, упаковки, даже деревянный стул… Вмерзший в лед, он уплывает вместе с отколовшейся льдиной вниз по течению.

— А люди на Туре на льдинах не дрейфуют? — спрашиваю я у Павла Меринова.

Катя Христозова

— Такого давно не случалось. Один раз собаку на льдине видел — это да, — отвечает он. — Надеюсь, ее тогда все-таки прибило к берегу.

… По состоянию на понедельник, вода в Туре поднялась до отметки 2 метра 31 сантиметр. Тюменский ледокол уже закончил очищать свою зону ответственности. Лед, как говорится, тронулся. Однако не исключено, что РБТ еще придется побороться с ним, когда он пойдет в нашу сторону с севера.

***
фото: Петр Чернюк;Виктор Трокач;Лед тронулся;Капитан БТМ-517 Александр Фишер.;РБТ-316

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта