X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

На чьей совести наши потери?

Коммунальным новшеством последних лет стали порывы на новых трубах. За два года на водных артериях, подключенных к новостройкам, произошли уже 142 утечки.

Горожане привыкли к разговорам о том, какие старые и ржавые трубы лежат у нас в земле, что количество этих трасс такое, что в один год его не поменяешь. Поэтому порывы прохудившихся, отработавших свое стальных коммуникаций — вещь неизбежная.

Что же с коммуникациями, на треть не выработавшими своего эксплуатационного срока? Причем, рвутся трубы не стальные, а пластиковые. Новые материалы и новые технологии оказываются бессильны перед пресловутым человеческим фактором. Слабым местом таких труб становится стык или сварной шов. От качества его выполнения зависит целостность всей трассы.

Один из последних примеров -поперечный разрыв сварного шва пластиковой трубы, которую совсем недавно застройщики подвели ко второму корпусу дома N 76 по улице Пермякова. Результатом чьей-то некачественной работы стали несколько дорожных аварий, вмерзшие в лед машины, превратившийся в каток двор, оставшиеся без воды несколько многоэтажек.

Исключить на все сто процентов порывы подземных коммуникаций нельзя, но можно свести этот процент к минимуму. Для этого, считает Мугаммир Галиуллин, генеральный директор «Тюмень Водоканала», необходимо включать специалистов предприятия в комиссию, которая ведет приемку инженерных сетей у застройщиков. Специалисты компании обладают не только большим практическим опытом, позволяющим иногда даже визуально определить, нарушена ли технология прокладки коммуникаций, но и вооружены специальными приборами инструментального контроля. Например, для диагностики новых канализационных ответвлений используется специальная видеолаборатория, которая позволяет увидеть внутреннюю поверхность труб и просветить их стыки даже в труднодоступных местах.

Генеральный директор «Тюмень Водоканала» считает, что специалисты предприятия должны проверять и качество дорожных работ. Но не с точки зрения плотности или толщины уложенного асфальта. Их больше интересует, не закатали ли под ноль канализационные колодцы. Последнее время эта ситуация доставляла компании немало хлопот. Случись что — до входа в закатанный в асфальт колодец не добраться.

Все эти неучтенные «мелочи» не способствуют сокращению потерь воды. Пока процент этих потерь еще очень велик. При транспортировке в год теряется до трети чистой воды, подготовленной на водозаборах, или до трех миллионов кубометров.

Впрочем, свою лепту вносят сюда не только порывы. Головной болью коммунальщиков является и неучтенное, бездоговорное потребление воды в квартирах без счетчиков, в городе таких апартаментов с «нулевым» потреблением выявлено уже около 450. А также водоразборные колонки, которыми пользуются часто почти варварски, да еще и бесплатно. Не обеспечивают точность учета потребления и старые механические общедомовые счетчики.

Главной проблемой такого количества нестыковок Мугаммир Галиуллин считает несовершенство нормативно-правовой базы. С одной стороны, надо бы радоваться, что согласно федеральному законодательству водоснабжение потребителей нельзя отключать ни при нарушениях, ни за долги. Но отсюда же следует и наше неумение беречь водное богатство. А вот в большинстве стран мира, даже в Китае, плата за водоснабжение ведется по принципу авансовых платежей, то есть, как за мобильный телефон — есть деньги на счете — получаешь услугу, а нет — извините. А в Испании и Германии, например, где разводка водопроводных стояков принципиально другая, в домах устанавливается автоблокировка. Как только образовался долг — клапаны автоматически закрываются. Таким способом выходит, что и долги у населения минимальные, и неучтенных потерь не более семи процентов. У нас же задолженность за водопотребление ежегодно растет. Только в 2014 году она стала больше на 110 миллионов рублей.

Конечно, чтобы нам жить, как в Германии, надо стать немножко немцами, хотя бы с точки зрения рационального водопотребления. Они, например, при чистке зубов не открывают кран, а наливают только полстаканчика водички и слегка полощут рот. Вряд ли мы скоро привыкнем к необходимости такой экономии. Хотя все-таки есть и у нас прогресс в этой сфере. По словам Мугаммира Галиуллина, если пять лет назад объем подачи воды в сеть был равен 93 млн кубометров в год, то теперь укладываемся и в 78 миллионов кубометров, при том, что тех же новостроек стало намного больше. Все-таки учимся потихоньку хорошему.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта