X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

«НЕва» идет по своим следам

Борис Гребенщиков когда-то спел: «Рок-н-ролл мертв, а я — еще нет». Но время доказывает: эта музыка — та еще птица-феникс. Даже в Тюмени она начинает вставать на крыло.

Творчество группы «НЕва» фанаты в шутку называют «сибирский народный рок-н-ролл». Но в каждой шутке, как известно, лишь доля шутки. В стихах Алексея Шлякова тема народности, как говорили раньше на уроках литературы, раскрыта. Впрочем, как и многие другие — социальные, философские и даже политические. Алексей Шляков — музыкант от философии и философ от музыки, преподаватель ТюмГНГУ, личность эпатажная и в Тюмени более чем известная.

Последний раз побывать на его концерте тюменским поклонникам удалось года четыре назад в кофейне «Книжка». Правда, получилось не то, что задумывали.

— В 2006 году основной состав группы «НЕва» прервал работу из-за внутреннего конфликта… В «Книжке» же я пытался найти новое звучание. И новых музыкантов, — говорит Алексей Шляков, ехидно добавляя: — Чтоб унизить старых. Впрочем, — лидер группы поднимает руки, признавая поражение. — Ничего не получилось.

Что ни делается, то к лучшему. 3 ноября на выступлении «НЕвы» в концертно-танцевальном зале «Байконур» слышались удовлетворенные перешептывания фанатов: «Классический состав гораздо лучше. Пусть они больше не ссорятся!»

Новый альбом «Наследие номада» изобилует акустическими композициями, где традиционная гитара причудливо переплетается с мелодичной домрой (приглашенный музыкант Ирина Лохманова) и раскатистым баяном (Иван Вершинин). И первое отделение концерта, посвященное презентации пластинки, началось лирично: из темноты в центр небольшого пятна света вышел Шляков — в хлопчатой рубахе и подкатанных джинсах, босой. В общем, в лучших традициях фолк-рока. За ним как-то застенчиво прошмыгнула домристка — это второе выступление девушки на большой сцене, и она, как видно, чувствует себя скованно. К сожалению, Иван Вершинин, второй приглашенный для записи альбома музыкант, выступить не смог.

Но Шляков и Лохманова сумели вдвоем познакомить зрителей с новыми песнями. А во втором отделении им на подмогу пришли… музыканты группы: Александр (соло-гитара) и Евгений (бас-гитара) Гармановы, а также Александр Минин (ударные). Как только старая гвардия оказалась в сборе, акустическая лирика сменилась ревом электрических гитар.

— Я почти 20 лет не брался за электрогитару, — с усмешкой признается Шляков. — В течение нескольких месяцев перед концертом я находился в состоянии буриданова осла: я взял электрогитару, но она мне не понравилась. Точнее, я понял, что «электричество» лучше, но мне не понравилось звучание конкретного инструмента. Тогда я кинул клич по знакомым: «Ребята, дайте гитару!» Мне предложили разные варианты, и я долго выбирал. Надо мной уже смеялись: мол, знаем мы, чем все это закончится, — ты возьмешь на концерт «акустику». Но я решил из вредности не отступать. В итоге выбрал «Epiphone» — она оказалась компромиссом между «Fender Stratocaster» и тем, что в моей юности делали в Бобруйске.

Катя Христозова

После концерта Алексей Шляков сказал, что плохо слышал сам себя и не уверен в том, насколько хорошо все получилось. Но фанаты, осаждавшие гримерку, свидетельствовали: лучше не бывает! Прежний состав группы и новый альбом — что еще нужно истосковавшимся любителям «сибирского народного рок-н-ролла»? Может, концерты почаще.

— Ницше писал, что лучше недосказать, чем пересказать. Если я стану играть каждый месяц, что я нового смогу сказать тюменцам? -задается вопросом Шляков. — Перед Тюменью я чувствую особую ответственность. Местные слушатели для нас ближе, но они же и более строгие цензоры. И, коль скоро у меня не пишутся песни, я лучше стану ездить со старой программой по другим городам и знакомить их с нашей культурой.

Возобновление творческой деятельности Алексей Шляков связывает с. собственным старением.

— Творчество — это один из способов борьбы со смертью, — говорит музыкант. — Когда твой возраст приближается к определенному рубежу, становится понятно, для чего это надо. Мне 42 года -возраст подведения итогов. Вот представьте, встречаются одноклассники, начинают линейкой мерять жизненные достижения -машины, квартиры — но забывают про часы. А часы лежат, пылятся. А посмотреть на них: у одного время едва ползет вперед, у другого -вообще назад, а у третьего — часы остановились. Зато у четвертого стрелок вообще нет, потому что он завертелся так, что пробил брешь во времени. Поэтому нам нельзя сейчас играть линейные песни, а нужно играть песни… временные. Но я таких пока не писал. Они должны быть иными по структуре, чтобы преодолеть время. Как это сделать — я не знаю. Но я этим озадачился. А «Наследие». Это осознание себя кочевником. Номадом, который может оставить только «следы», это его единственное качество. НаСЛЕДие так формируется. Это попытка найти некую устойчивость в текучем, бесконечно меняющемся мире.

Похоже, творческий поиск Алексея Шлякова идет весьма успешно. Следом за альбомом «Наследие номада», который музыкант назвал лучшим в своей карьере, уже готовится к выходу новая пластинка «Туесок».

— Диск провозглашался года четыре назад как «Туесок славянских мифов», но за это время я понял, что никакой мифологии нам не надо. Поэтому просто «Туесок», в который положили то, что положили, — интригует Шляков. Но обещает, что больше половины песен в новом альбоме — новые. Возможно, какая-то из них позволит музыканту раскрутить стрелки часов.

P.S. Альбом «Наследие номада» выпущен тиражом 750 экземпляров, но каждый может послушать новые песни группы «НЕва» в Интернете, которые скоро окажутся в свободном доступе, — такова осознанная позиция музыкантов.

***
фото: Ирина Лохманова;Алексей Шляков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта