X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Голос из блокадного оркестра

«Человек из оркестра. Блокадный дневник Льва Маргулиса». Лениздат, 2013.

О блокаде Ленинграда написано много. И вот новая книга, похожая на музыкальную пьесу, чьи звуки пронизывают душу и напоминают о тех трагических событиях.

Это записки скрипача, принимавшего участие в первом легендарном исполнении Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде. Записи Льва Менделевича Маргулиса открываются первым днем войны и продолжаются до прорыва блокады в 1943 году. Поразительно то, что музыкант правдиво и подробно описывает все происходящее с ним и вокруг, но редко говорит о репетициях, о концертах, хотя он ежедневно выступает на мобилизационных пунктах. Для музыканта-профессионала это обычное рутинное занятие — работа. Свидетельства другого рода имели тогда ценность.

Катя Христозова

Большой симфонический оркестр был в дни блокады главным музыкальным коллективом Радиокомитета и всего города. В те страшные дни люди не выключали радио, узнавая о событиях на фронте, о выдаче продовольствия, о вражеских налетах. Голоса дикторов, артистов и музыка возвращали их к жизни! Если радио умолкало, это воспринималось как тяжкая утрата — хуже, чем голод.

Полны драматизма страницы дневника, где Маргулис рассказывает о жизни в общежитии Радиокомитета:

«Пронизывающий холод. Хорошо, если сосед ушел на дежурство, -можно взять его матрас и одеяло. Голодные, слабеющие, умирающие мужчины… Наконец-то поставили печку, начали ломать мебель».

К весне 1942 года в оркестре умерло двадцать человек — почти треть состава. «Здесь как в бреду все смещено», — писала Ольга Берггольц, она жила там же, этажом выше. Для нее и сотен тысяч ленинградцев это было время высокой трагедии, где «гибельному началу противостояло предельное напряжение сил, мобилизация духовных резервов».

Блокадная жизнь музыканта сложилась так, что он постоянно перемещался по городу, общаясь со многими людьми. В дневнике возникает галерея «моментальных фотографий» — словесных портретов. Слышна сквозь строчки сложная полифония характеров, мнений, судеб.

Признаться, эту книгу читать тяжело, но она уникальна. В ней, кроме голоса очевидца, есть комментарии исследователя музыкального радиовещания времен войны А.Н. Крюкова, историка А.С. Романова, фотографии и документы музея Дома радио, нотной библиотеки, где хранится партитура Седьмой симфонии, архивные документы, рассказывающие о Льве Маргулисе, первой скрипке оркестра, и о главном дирижере К.И. Элиасберге, благодаря которому коллектив, пережив страшную первую зиму, возобновил свою деятельность.

Во вступлении к книге известный дирижер Юрий Хатуевич Темирканов написал: «Поставить себя на место музыкантов блокадного оркестра невозможно. Им удалось подняться над блокадным адом. В этом заключается их героизм. Большой зал филармонии, где впервые была исполнена Седьмая «Ленинградская» симфония — зал для нашей страны особенный. Здесь за девять дней до смерти дирижировал своей Шестой симфонией Чайковский, в нем во время Гражданской войны была открыта первая русская филармония. Здесь в годы войны состоялось исполнение Седьмой симфонии. И это тоже стало частью фундамента нашей культуры… »

О блокаде мы многое знаем. Но не все. Я всем рекомендую прочитать эту книгу.

Вера Бухтоярова член совета ветеранов микрорайона Ватутино

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта