X

  • 21 Май
  • 2024 года
  • № 53
  • 5552

О разделении властей и надеждах на лучшее

Мартовские выборы 1996 года не сравнишь с предыдущими. Градус общественной жизни, или, как однажды написал Василий Аксенов, «ингредиент посягательств» людей с активной жизненной позицией значительно повысился.

Когда листаешь «Тюменский курьер» за первую половину 1996 года, складывается впечатление, будто огромная рука вывесила над страной лозунг: «Все в Думу!» Выборы были на все вкусы: президентские, губернаторские, мэрские, думские…

В Тюмени особую пикантность событиям придавал факт, что 17 марта 1996 года гражданам предстояло выбрать всю городскую власть. Киричук шел к своему креслу сквозь строй оппонентов. А на 16 мест во второй Думе претендовали 109 кандидатов. И не абы кто, а директора заводов и просто «генеральные». Научные работники и учителя. Офицеры запаса. Ветераны народного фронта. Трое журналистов. Один начальник речного порта…

Эпоха была весьма беспартийная. Из 109 кандидатов 96 позиционировали себя в качестве независимых. А под развернутыми партийными знаменами шли — два человека от КПРФ, один от ЛДПР и восемь представителей «Трудовой Тюмени». Оскомина от многолетнего блока коммунистов и беспартийных настолько сильна, что ни один из партийных флагов не удалось пронести в зал заседаний Думы на восьмой этаж большого дома по улице Первомайской, 20.

Одна из редакторских колонок в «Тюменском курьере» называлась красноречиво: «Утро начинается с помоев». Правда, эта оценка больше относилась к борьбе за кресло мэра, но и кандидаты в депутаты не слишком церемонились. В итоге из прошлогодних думцев обновили свои мандаты четверо.

4 апреля состоялось первое заседание. Избрали Сергея Сметанюка секретарем Думы. Избрали председателей постоянных комиссий. Разделились по комиссиям и сами. Как сказал на первом заседании депутат Вадим Бондарь, «все мы хотим работать в комиссии по бюджету». Правда, сам пошел в комиссию по самоуправлению.

Страницы «Тюменского курьера» за 1996-1999 годы хранят немало записей о работе второй Думы. Но для очередного рассказа мы пригласили непосредственного участника событий, депутата Тюменской городской Думы второго созыва Владимира Юрьевича Халямина. Именно Владимир Халямин выиграл выборы по седьмому избирательному округу у героя нашей предыдущей беседы Владислава Загваздина.

ЗЕЛЕН ВИНОГРАД?

Халямин: Если первая Дума, двухгодичная, была «просчитана»: директора заводов, представители административных округов, то мы шли сами по себе, выдвигались — и все. Я называю эту избирательную кампанию «зеленой», потому что следующие выборы были более прогнозируемые. Время такое — 1996 год…

И в городе впервые все происходило сразу: избирались депутаты и мэр города, дальше маячили выборы губернатора, которые не обещали спокойной жизни. О своей готовности сражаться заявили и Атрошенко, и Райков, не считая менее серьезных фигур… Тем, кто занимался организацией выборов, вряд ли удалось бы сесть на три стула сразу ?

— Ситуация была такая: прямого влияния, спланированных действий со стороны власти не было. Кандидатуры еще как-то согласовывались, а по ходу предвыборной кампании лично я не ощутил административного давления.

А как вообще вы сами приняли решение участвовать в выборах?

— Шел 1995 год. Мой хороший знакомый говорит: «Помочь надо одному человеку. Он гайдаровец». И привез на завод Бондаря. Мне он понравился — приятный такой, активный. И я решил выделить деньги на выпуск его газеты. А потом уже Бондарь меня спросил: «Владимир Юрьевич, вы не хотели бы попробовать себя на выборах?» Я говорю: «Так для этого надо готовиться, что-то знать». И он мне дал кое-какие книжки. Я их прочитал, и у меня сложилась своя предвыборная тактика.

Какая это была тактика?

— Мы создали рабочие группы, которые работали с населением, подготовили раздаточный материал — не только листовки, но и газеты. Набор призывов в листовках продумывали заранее. В то время самыми актуальными были вопросы благоустройства, дороги. Мои базовые участки — первый и второй Заречные микрорайоны. Улицу Газовиков помните?

Да. Плиты, и каждая — дыбом…

— Асфальта же не было. Проблемы с транспортом: Профсоюзный мост только строился, а Челюскинский просто стоял с утра до вечера.

Если судить по газетам, была острая борьба в округах. С кем-нибудь из ваших соперников вы тогда пересекались как-то?

— Каждый был сам по себе. У меня в группе две женщины из рабочей среды ходили от дома к дому, раздавали газетки о моей деятельности, о том, кто я такой. Ни с одним из кандидатов мы там не сталкивались. Я выстраивал свою тактику, они — свою. Было впечатление большой внутренней напряженности, постоянное ощущение, что я чего-то не успеваю. Времени не хватало организовать все, как намечалось.

А день выборов — 17 марта?

— … просидел в кабинете. У меня были две дежурные машины, которые использовались для того, чтобы регулировать вопросы оперативного плана. После голосования докладывали: там-то так отголосовали, там-то так закончилось. Мне позвонили в половине четвертого утра и сказали, что я прошел. Я встал и уже больше не мог уснуть. Соперники у меня были люди в городе хорошо известные, и я победил. Но возникал вопрос: «Что дальше?» Эти выборы не сравнить с теми, когда я избирался депутатом районного совета. Тогда все шло по шаблону: заявление написал, партийная машина заработала, потом только результат сказали.

«МЫ БЫЛИ ЕДИНОЙ ГРУППОЙ»

Сейчас в городской Думе семь депутатов от оппозиции, их иногда называют техническим меньшинством. У вас, как помнится, тоже сложился блок.

— Часть депутатов тогда пришла из первого созыва: Коновалов, Катаева, Никитин, Абрамов. Часть оказалась — новых, нас называли тогда командой десяти. Направлял наши действия Бондарь, у него был опыт. Нас объединили три месяца совместной борьбы, и как только избрались, мы начали консультироваться друг с другом.

Стали делить функции? Ваш блок сразу получил рычаги управления?

— Фактически, да. Выработали тактику избрания постоянных комиссий. Комиссию по бюджету возглавил Орлов, я стал его заместителем. Салов — комиссию по социально-экономическому развитию. Бондарь — по самоуправлению. Сметанюк стал секретарем. Естественно, наши шаги Сметанюк согласовывал с Киричуком, но, в принципе, что планировали, то и получали при голосовании.

А ведь 1996 год — самая большая попытка реванша на президентских выборах. Зюганов был главным соперником Ельцина. Буквально следом — выборы губернатора. Как в таких условиях заниматься городскими делами: налогами, благоустройством, помойками, если не понятно, что будет завтра и в стране, и в области?

— Мы были единой группой, и каждый хотел внести что-то свое в развитие города. Например, обнаружился полный вакуум по вопросам местного самоуправления. Оно еще просто не сформировалось. Глава города подписывал думские документы. И мы предложили внести изменения в Устав: разделить власть на исполнительную и представительную. В России такая система уже сложилась в некоторых городах. Мы не были против Киричука. Он вел свою политику, нес ответственность за все, был ключевой фигурой. Но как разделить власти?

Как вы видели это разделение?

— Просто: документы городской Думы должен подписывать председатель городской Думы, а не глава города. Накануне заседания Думы собрались рабочей группой, обсудили. А между девятью часами вечера и десятью часами утра произошли события, которые все изменили. Великий Киричук нас переиграл. С отдельными товарищами он провел определенную работу, и когда стали голосовать, итоги оказались другими. Решение не прошло. За разделение властей депутаты не проголосовали. Глава города по-прежнему подписывал все документы, но, правда, предусмотрели в Уставе города должность председателя Думы и структуру Счетной палаты.

В «Тюменском курьере» по поводу тех событий было написано: «Киричук обиделся на депутатов и сказал, что они перетягивают одеяло на себя». Почему?

— Не могу объяснить, много времени прошло. Помню только свои ощущения: мы все спланировали, а проголосовали не так.

Понятно, почему Киричук обиделся: я же с вами, мы же вместе, а вы отделяетесь.

— Он один набрал в предвыборной кампании больше голосов, чем мы, вместе взятые. Он был народный мэр, и его обида понятна.

Значит, это был поиск формы разделения властей.

— Хотя бы на бумаге. Мы не говорили о противостоянии, мы говорили только о том, чтобы разделить.

А кто проголосовал против?

— Не хочу об этом говорить. После этого у меня спали розовые очки, через которые я глядел на нашу «зеленую Думу». Мы увидели реальность, поняли, что в политику можно играть. Есть планы, мечты, а есть практика жизни. Эти ощущения усилились, когда мы приступили к бюджетному планированию и поняли, что депутаты в нем большой роли не играют. Движение денег было небольшим: сколько дали, столько и распределили. Но зато наша Дума запомнилась мне решениями о создании территориального общественного самоуправления — ТОСов. Это заслуга, конечно, Бондаря. Он эту идею выдвигал, продвигал. Потом мы принимали временное положение о целевом финансировании общественно-полезных программ — муниципальных грантов. Это и сейчас работает. А в 1998 году утвердили порядок выражения недоверия лицам администрации города Тюмени.

Он так и не применялся, но на всякий случай был записан?

— Формировался порядок взаимоотношений ветвей власти, складывались нормативная база. В 1999 году приняли еще один, на мой взгляд, важный документ — целевую программу «Молодежь Тюмени». Были выделены деньги на развитие подростковых клубов, спортивных секций. Очень активно Бондарь работал и над положением о порядке ознакомления граждан с проектами нормативно-правовых актов, разработанных органами местного самоуправления. Мне кажется, что это очень интересный документ.

Чем еще может быть отмечена в истории тюменского парламентаризма вторая Дума?

— Главная наша заслуга — заполнение правового вакуума, начало формирования общественных отношений. Мы отстаивали финансирование Тюмени, не вылезали из областной Думы. Тогда Ишим и Тобольск выбирали из областного бюджета больше, чем Тюмень. Тогда же впервые подняли и вопрос о поддержке малого предпринимательства. Приняли программу, даже выделили под нее финансирование. Но… в администрации эту небольшую сумму разделили по трем предприятиям, которые и так были на плаву. Я пытался доказать, что неправильно выделять поддержку тем, кто и так силен. Мы должны поддерживать начинающих индивидуальных предпринимателей. Для меня тогда было большим удивлением узнать, что две трети бюджета Америки наполняется не из отчислений от монополий, а от малого и среднего предпринимательства. А в Германии 120 своих законов и подзаконных актов, которые регламентируют деятельность начинающих предпринимателей. Меня удивило, что у них в финансировании было заложено 25% на то, что начинающие предприниматели сразу не вернут эти деньги. Им давали 20 лет на это. В России наполняемость бюджета от малого и среднего бизнеса — около 10 процентов… Полностью реализовать доктрину: «Не может быть богатым государство с нищим населением» у нас пока не получается. Надо поддерживать малый и средний бизнес, чтобы люди сами зарабатывали деньги. Мы не сможем пойти вперед, у нас не будет развития, если не будем поддерживать эту линию.

ПРОТИВ — ОДИН

Вашей Думе досталось.

— Работы всем хватало: и нам, и тем, кто пришел потом. Могу привести статистику: мы провели 50 заседаний, рассмотрели 558 вопросов, приняли 551 решение.

Кто работал рядом с вами?

— С Александром Захаровым мы работали до этого в одной системе. Я начинал главным инженером 9-го, он — второго домоуправления. Никитин — четкий производственник: продуманность, взвешенность решений, собранность, во всем чувствовался его профессионализм. Каждое его слово было как призыв: «Идите на подвиг». Я многому учился у него. Интересная фигура — Орлов. Он и Бондарь, мне кажется, это были ключевые игроки. Он объединял людей. Перед тем, как выносить на обсуждение какие-то проблемы, всегда советовался, спрашивал мнение. Проработка всех вопросов у него была очень глубокая. Дмитренко и весь блок врачей я знал меньше. Именно с системой здравоохранения связана ситуация, которую считаю главным своим проигрышем. После кончины Игоря Орлова я стал председателем комиссии по бюджету. Полгода я сдерживал решение о введении платных услуг в поликлиниках. Потому что там не была прописана защищенность малоимущих и инвалидов, а также система контроля за полученными денежными средствами. Я понимал, что все равно вводить придется, но. Решение внесли на обсуждение Думы через другую комиссию. И голосование показало, что против — я один. Но я и сейчас считаю, что в том виде, в каком его тогда приняли, это было преждевременно. А мы и сейчас живем по нему.

И пришел день сегодняшний…

— Я, например, сейчас занимаюсь общественной деятельностью в компании «Управдом». Непривычно, наверное, вам слышать, что проблема — не в управляющих компаниях, не в законах, а в инертности населения, в его нежелании действовать? Думают, жалобу накатали — и достаточно? Я стал проводить обучающие семинары, потом создал городское движение «Управдом». Люди медленно меняются, но вокруг все больше тех, кто стал разбираться. Например, в январе-феврале этого года много жалоб на резкий рост платы за тепло. Приходят и говорят: «Нам что-то очень много насчитали в платежках». Я: «А вы сравнивали эту распечатку квитанции с той, которую предоставляет управляющая компания «Теплу Тюмени»?.. В результате получилось, что никакого двойного роста не было, только 15-20, максимум 30%. Оказалось, что показания, которые передает управляющая компания «Теплу Тюмени» и те, что уходят в ТРИЦ для населения, — разнятся. Разобраться в этом в одиночку сложно, поэтому всех приглашаю по понедельникам в 17 часов в управу Центрального округа (ул. Ленина, 69) на общее собрание председателей советов многоквартирных домов. Тем, кто хочет разобраться до конца в этом вопросе, — помогаем составить письмо в антимонопольную службу, чтобы там провели проверку.

По сравнению с тем, что было, есть какие-то подвижки в активности горожан?

— На последних публичных слушаниях по бюджету, например, народу было чрезвычайно много. То есть количество людей увеличивается. Настораживает другое: многие приходят туда только затем, чтобы «засветиться». И политический окрас у этой активности появился. Главное для таких ораторов выступить, а самой глубины вопроса они не знают. И в СМИ об актуальных проблемах надо говорить чаще, тогда и положительных примеров будет больше. Как, например, без СМИ нам донести до всех передовой опыт председателей ТСЖ? Общественность надо воспитывать на народных героях.

«НЕ ХОЧУ ВОЗВРАЩАТЬСЯ»

Если бы вы могли вернуться назад, в 1996 год, что бы вы сделали?

— Ощущения нереализованности у меня не осталось. У нас была свобода действий.

В третью Думу вы баллотировались?

— Да, но проиграл Владимиру Михайлову.

Считаете ли вы, что ваш созыв был самым свободным из всех?

— Да. Потому я и назвал его зеленым. Мы были в начале пути. Конечно, у каждой Думы есть свои нюансы. Но я считаю, мы сделали много, во многом были первыми.

О чем мы вас не спросили?

— Зачем надо было идти в Думу? Об этом надо каждого депутата спрашивать. Я и сам себе его задавал не раз. И однозначно не смог ответить. Я точно пришел не для того, чтобы перевернуть мир. Наверно, хотелось попробовать свои силы. Но что такое Дума, ее задачи, функции, тогда я полностью не понимал. Для человека, связанного с производством, все это звучало, как расплывчатое понятие.

Стали депутатом из простого любопытства?

— Нет. Хотелось попытаться что-то сделать. Я настраивался, пусть это громко звучит, на развитие общества.

Значит, вы — идеалист?

— Каждый надеется на лучшее.

***
фото: Депутат второй Тюменской городской Думы Владимир Халямин;Депутат второй Тюменской городской Думы Вадим Бондарь;Депутат второй Тюменской городской Думы Любовь Петрова;Заседание Думы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта