X

  • 21 Май
  • 2024 года
  • № 53
  • 5552

Из янтаря сплели венок сонетов

Никогда не интересовалась ювелирными украшениями. Даже если смотрела фильм, в котором сюжет развивается вокруг какой-нибудь редкой драгоценности…

Я больше интересовалась историей предмета, чем блеском его граней. Думала, что, наверное, у меня нет того «органа», которым прекрасная половина человечества любит все блестящее.

Но нет, ошиблась. Оказывается -нужно уметь подать украшения и правильно о них рассказать. Отрадно, что в музее изобразительных искусств, где работает выставка «Искусство подлинной роскоши», эту самую роскошь показали заинтересованные в вопросе искусствоведы и местные ювелиры.

Вообще-то, заявить, будто у региона имеется своя особенная ювелирная школа (как в случае с деревянным зодчеством) — не очень правильно.

Искусствоведы говорят, что тюменские ювелирные модные тенденции сформировались благодаря веяниям уральской школы, архангельским и тобольским косторезам, мастерам средней полосы России. Но и «восточные», степные мотивы сибиряки в украшениях любят. Так что, «школа» у нас собирательного характера. Но оттого и богатая!

Галя Безбородова

Основу выставки «Искусство подлинной роскоши» музейщики составили из пусть не слишком многочисленной, но разнообразной коллекции музея изобразительных искусств. Это старинные украшения мастеров Урала. Смотришь на них, и на ум приходят сказы Бажова. Например, в «Малахитовой шкатулке» у ювелирных украшений и изделий из полудрагоценных камней есть ареол магических сил, это влияние Хозяйки Медной горы. А в нашем случае камни, именуемые полудрагоценными и поделочными, становятся в один ряд с дорогостоящими самоцветами благодаря художественной ценности их обработки. Фамилии Храмцова, Уфимцева, Комарова давно в кругах знатоков ассоциируются с лучшими традициями уральской школы, одной из лучших в России.

Оказывается, в музейных фондах хранится большая коллекция екатеринбургского мастера Михаила Песика. Искусствовед Оксана Костко рассказывает, что знакома с мастером: они встречались в 1990-х годах, когда у музея ИЗО появилась возможность купить работы Песика. Она помнит, как ювелир из потрепанного старенького портфеля принялся вдруг вынимать роскошные, показавшиеся ей даже волшебными украшения: гарнитур «Оттепель» из белой халцедоновой щетки, синие васильки, малахитовые витые змейки гарнитура «Полоз», «Цыганку» из «чумазого» хрусталя…

Есть на выставке янтарные украшения прибалтийских мастеров, белые броши и ожерелья тобольских косторезов, мельхиоровые украшения с самоцветами, выполненные советскими авторами в 1970-х годах.

Экспозиция дополнена также десятком изделий из кости, что сочетают приемы ювелирного декора и функциональности — это украшения и гарнитуры из кости мамонта.

Галя Безбородова

Но самое интересное — работы современных ювелиров. Даже просто потому, что они сами присутствуют на открытии выставки и охотно рассказывают о работе.

Именитые мастера — Константин Зыков, который работает в традициях уральской школы, супруги Владимир и Ольга Крышковец, художники-ювелиры из Омска, которые, как и писатель Бажов, оживляют камень. В их руках он теплеет, начинает светиться, приобретает причудливые формы.

Для мастеров ювелирного дела работа — настоящая поэзия. Даже не так — это венок сонетов: каждое новое изделие связано с предыдущим тематически. А может, и мистически, потому что существует целая «наука» о влиянии камней на жизнь людей.

Ювелирные изделия, особенно эксклюзивные — недешевы. Супруги Крышковец, например, соглашаются сделать на заказ копию или вариацию уже существующих произведений. Брошь в их исполнении может стоить до 500 евро, колье — около тысячи, вне зависимости от материала, из которого они сделаны. Есть ювелиры, что ценят свою работу не так дорого. Однако все сходятся в одном: сначала мастеру приходит идея, он ее реализует, а уже затем находит покупателя. В обратном порядке это не работает. Наверное, потому, что творчества и вдохновения в ювелирном деле никак не меньше, чем ремесла.

Галя Безбородова

… Правда, полюбить ювелирные изделия просто за их блеск у меня все равно не вышло. Интереснее любить их, зная, кем и как они задумывались. Как теплый янтарь стал ожерельем, пройдя все стадии превращения. Как строгое серебро становится тончайшим кружевом. Что таит в себе камень врачей и ученых малахит. И как обо всем этом рассказывает мастер.

***
фото: Блеск и строгость ювелирного дела.;Блеск и строгость ювелирного дела.;Блеск и строгость ювелирного дела.;Блеск и строгость ювелирного дела.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта