X

  • 24 Май
  • 2024 года
  • № 55
  • 5554

Тренер из провинции

В 1985 году детский тренер из Тюмени Леонид Гурьев набрал первую группу стреляющих лыжниц, в которую вошла и будущая олимпийская чемпионка Луиза Носкова.

Эту дату принято считать днем рождения в нашей области женского биатлона. О его родоначальнике, воспитавшем с тех пор плеяду чемпионок, входящих в элиту отечественного и мирового спорта, много чего любопытного я узнал в ходе нашего с ним интервью. И в разговоре неминуемо всплыло имя Владимира Измайлова — первого наставника Леонида Гурьева.


Ноу-хау от Измайлова

— Я учился в тобольской школе N 1, а с ее учителями Владимир Степанович, работавший тренером ДЮСШ по лыжным гонкам, поддерживал деловые отношения, — рассказывает Леонид Александрович. — У нас постоянно проходили соревнования — первенство класса, первенство школы. Отличившимся предлагали поступить в спортшколу.

День, когда я пришел записываться к Измайлову, помню очень хорошо (собеседник чуть загадочно улыбается), потому что это был. день моего рождения — 11 января! А учился я тогда в девятом классе.

Владимир Степанович был душа- тренер, он заменял нам отца. Ходить к нему на занятия было всегда интересно. Сколько он нам всяких любопытных историй рассказывал — и из жизни спорта, и просто житейских. Всегда был подтянут и спортивен. От спортшколы до круга лыжни, где проводились занятия, и обратно шел на лыжах вместе с нами. А это ни много ни мало — километров шесть.

А как здорово проходило время в загородном летнем лагере! Владимир Степанович казался нам непревзойденным затейником. Какие только игры ни придумывал, чтобы тренировка не казалась нам утомительной работой! Мы даже в баскетбол и волейбол играли не по общепринятым, а по его, измайловским, правилам. Были у нас в лагере и водные лыжи, и моторная лодка.

А еще мы там бегали на лыжах. Нет, не на роликовых — на обыкновенных, деревянных. Это — измайловское ноу-хау (смеется). Знаете, после переработки льна обычно остается масса измельченной соломы. Так вот, мы посыпали ею 200-метровый круг и бегали. Лыжи, между прочим, скользили по такой трассе без всякой отдачи, и мы накатывали за тренировку по 15-20 километров. Представляете, в разгар лета несешься вдоль берега Иртыша. на лыжах.

Теперь, будучи состоявшимся человеком, я понимаю, как мне повезло, что моим первым в жизни наставником оказался Владимир Измайлов. Требовательный, даже жесткий, он никогда на нас не кричал. У него была своя система стимулирования тренировочного процесса — в зависимости от усердия, трудолюбия, показываемых результатов, каждый получал соответствующего качества лыжи, палки, ботинки, комбинезон.

Еще больше я зауважал Владимира Степановича, когда узнал, что он — участник Великой Отечественной войны. Оказывается, после окончания в 43-м году снайперской школы он совсем еще юным воевал в составе 46-й пехотной дивизии. Закончил войну в 45-м. Рассказывал, что на фронте не раз видел Рокоссовского, а уже после войны — маршала Жукова и сына Сталина Василия — «мы им спецсвязь обеспечивали». Что участвовал в Параде Победы. И что из 55-ти призванных вместе с ним тобольским военкоматом парней живыми вернулись с войны только семеро… Знаю, что у Владимира Степановича есть орден Отечественной войны первой степени и медаль «За отвагу».

После войны он окончил Тюменское училище физвоспитания (учился вместе с Павлом Иоанидисом), потом — тренерские курсы в Ленинграде. А норматив мастера спорта выполнил на Тобольской гонке, когда ему было уже 39 лет!


Так проходило становление

. Во время учебы на физико-математическом факультете местного пединститута, который он окончил в 1976 году, Гурьев тренировался у Владимира Попова, отца будущего олимпийского чемпиона по плаванию Александра Попова.

После того как Гурьев выиграл первенство области, его пригласил тогдашний тренер тюменских биатлонистов Николай Захаров. Под его руководством Леонид два года занимался в «Динамо». А в 1978-м началась его тренерская карьера.

— Первые девять лет отпахал в детской спортивной школе, что располагалась на динамовской базе у села Лугового, — вспоминает Леонид Александрович. — Занимался биатлоном с детьми. Финансирования еще никакого не было. Сбор оформляешь то за счет ДЮСШ, то — ДСО «Урожай», то по линии облспорткомитета. Сами зарабатывали деньги в совхозе «Плодовый» — с девяти утра до часу дня всей командой пропалывали землянику. Там, в Луговом, и жили — в 20-местной комнате. Помню, комары доставали нещадно. На ночь позатыкаешь оконные щели — спишь более-менее спокойно. Рано утром просыпаешься от восходящего солнца и неимоверной духоты. Только двери откроешь — комары врываются, как ошалелые. Ребятишки соскакивают с кроватей и начинают простынями метелить кровососов. Веселое было времечко.

Стрельбища у нас не было. Суну трактористам сотенку (в то время сто рублей были немалые деньги), они нагребут вал — мы и стреляем. Конечно, директор совхоза Гаврил Кириллович Клейменов сильно помогал (у нас тренировался его сын Андрей, сейчас хороший травматолог). Клейменов приобретал для нас «бураны» (там же, в совхозе, их заправляли), все счета мне подписывал. В то время работал, помнится, 47-й магазин, где имелась вся импортная экипировка — ботинки, лыжи… Так мы ведерко ягод наберем в качестве презента — и туда.

Ко мне не только мальчишки ходили — когда женский биатлон получил официальное признание, потянулись и девочки. Как раз в 1985-м у меня начала заниматься Луиза Носкова (тогда Черепанова). Вообще-то, она собиралась в Ленинград уезжать, а я приехал к ней в Лабытнанги и перебил ее планы. Луиза поступила в сельхозинститут и жила в студенческом общежитии.

К тому времени на нашем «фронте» наметилось заметное оживление: стали выезжать с девчонками на сборы в ишимский Синицынский бор, «оружейку» изладили в луговской школе…

В 89-м Луиза уже стала чемпионкой мира в командной гонке, а заодно и мастером спорта международного класса. В том же году привезла две золотые медали со Всемирной Универсиады. А в 94-м, когда женский биатлон дебютировал на Олимпиаде, победила в составе нашей сборной в эстафетной гонке. К тому времени у меня уже набирали силу Галина Куклева, Ольга Мельник, Альбина Ахатова, Анна Волкова.


«Провинциалы» до востребования

После провального выступления отечественных биатлонистов на чемпионате мира-95 в итальянском Антхольце пригласили Гурьева и его новосибирского коллегу Фатьянова тренировать женскую команду России.

Наверное, кто-то из столичных чиновников от спорта, противников этого назначения, очень надеялся, что мировой чемпионат- 96 не принесет российской сборной утешения, и тогда можно будет позлорадствовать при случае: рановато, мол, доверять провинциалам такое ответственное дело. Но сибиряки не подвели. На чемпионате мира в Рупольдинге (Германия) наши стреляющие лыжницы завоевали три золотые и три серебряные награды. Причем о серебряной медали тюменки Ольги Мельник в индивидуальной гонке легендарный Александр Тихонов сказал, что она — «с золотой огранкой».

Олимпийский почин Луизы Носковой получил достойное продолжение. Как известно, команда биатлонисток, выступавшая в 1998 году на Играх в Нагано, наполовину состояла из воспитанниц Гурьева. Три из них — Мельник, Ахатова и Куклева — стали тогда серебряными призерами в эстафетной гонке. А Галя завоевала еще и золото в спринте, опередив звезду мирового биатлона немку Урсулу Дизль всего на 0,7 секунды!

В 2000 году наши биатлонистки вновь заставили о себе говорить. Тогда в Норвегии произошло поистине знаменательное событие. Долгих десять лет стреляющие лыжницы нашей державы не могли повторить успех 1990 года — выиграть золото мирового чемпионата в эстафетной гонке. И вот свершилось! Хотя накануне мало кто из специалистов сомневался в успехе немецкой команды, побеждавшей в этом виде программы на четырех предыдущих чемпионатах. Решающий вклад в победу внесли тогда Галина Куклева и Альбина Ахатова. На тех же стартах Галя в труднейшей борьбе завоевала серебро в масс-старте.

. Как-то Гурьев признался мне, что о периоде работы в сборной (1995 — 2001 годы) всегда вспоминает с внутренним содроганием.

— Нам ведь с Виталием Николаевичем Фатьяновым выпало работать в самое сложное время. Это сегодня в команде четверо сервисменов, тренеры по стрельбе и функциональной подготовке, компьютерщики на все случаи жизни. А тогда мы все делали вдвоем. Подготовили лыжи для каждой из восьми девчонок, да еще по четыре-пять пар, — и бегом на пристрелку. За функциональное состояние спортсменок тоже мы отвечали.

Отставка в 2001-м с поста тренера женской сборной страны не стала для Гурьева драмой — он снова набрал перспективных спортсменок и начал готовить их к «великим свершениям». Получилось. В 2006-м его снова позвали в сборную. Он согласился.

Вот как рассказывает Леонид Александрович об этом непростом возвращении и о том, что ему предшествовало:

— После ухода из сборной была проделана огромная работа, и мне удалось подготовить новое поколение биатлонисток, которые органично вписались в большой спорт. Благо, в нашем регионе биатлону уделяется повышенное внимание со стороны регионального правительства, областной Думы. Налажена четкая система воспитания перспективных спортсменов.

Так что было из кого выбирать. И в новую сборную вошли как раз те, кого в свое время делегировали в мою группу спортшколы на местах. Так, Анна Сорокина приехала из Лабытнаног, Анна Булыгина — из Салехарда, Анастасия Шипулина (теперь весь мир знает ее, двукратную олимпийскую чемпионку, под фамилией Кузьмина — С.П.) жила здесь, в Тюмени.

Промчались быстро, в трудах, в заботах, еще несколько лет. И в 2010-м на трассах канадского Ванкувера Аня Булыгина в первых двух гонках олимпийского турнира была лучшей из россиянок, совсем чуть-чуть не добежав до медали в спринте. А Анастасия Кузьмина под флагом Словакии в тех же гонках завоевала золото и серебро.


«Дома работыі хватает»

Последняя по счету встреча с Гурьевым случилась у меня вскоре после сочинских Игр-2014, где Настя Шипулина-Кузьмина вновь завоевала золотую медаль в спринте.

— Пообщаться с ней довелось только по телефону, — сообщил Леонид Александрович. — Служба безопасности на Играх работала четко. Поздравил Настю со вторым олимпийским золотом. Она поблагодарила за полученную в Тюмени функциональную подготовку, сказала, что заложенная там база до сих пор помогает ей справляться с нагрузками и расти.

На мой вопрос — не намерен ли вновь вернуться в сборную страны? — Гурьев ответил, не задумываясь:

— С меня хватит — дома работы хватает. Сейчас в планах — поработать с лыжниками. Гонщика проще научить стрелять, чем готовить с нуля биатлониста. Тем более, у нас есть прекрасная база

— «Жемчужина Сибири» — таких в мире немного. Есть поддержка губернатора Владимира Якушева, правительства области. Будем работать!

***
фото: На снимке: заслуженный тренер России Леонид Гурьев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта