X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Познание дает нам ключ к успеху

В этом году перед суперфиналистами конкурса «Учитель года» поставили вдвойне сложную задачу: тему мастер-класса определили одну на всех.

Но если для кого-то поставленная извне задача облегчает путь к достижению цели, то для других кажется чужеродной, притянутой за уши. Одна и та же проложенная «лыжня» может стать и кратчайшим путем, и обходным. Как каждый из участников будет в этой ситуации действовать, насколько он сможет остаться творческим в предлагаемых условиях и предстояло оценить жюри.

Общая тема для мастер-класса была выражена словами Максимилиана Волошина: «Жизнь -бесконечное познание, возьми свой посох и иди». Как это философское изречение можно объяснить учащимся начальных классов? Или раскрыть школьникам постарше на уроках русского языка, литературы, математики, информатики или технологии.

ОТФИЛЬТРОВАТЬ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ

Первой выпало провести мастер-класс Зульфие Каримовой, учителю русского языка и литературы школы N 37. Начался он с… лабораторного опыта. С помощью колбочек, фильтров и мензурок она предложила очистить воду от песка. Простой химический опыт. Только зачем он нужен на уроке русского языка?

— Каждого из нас окружает море информации, — рассуждал учитель. — Как в нем не утонуть? Как вычленить главное и отмести второстепенное?

Жизнь сложнее, чем разбор слова по составу. Здесь каждый сам ищет свой «корень». И пропустив все через себя, отфильтровав ненужное, получает информацию в чистом виде. Иногда, правда, в довесок получает и неизбежный осадок. Но это, по мнению учителя, — тоже результат, который надо правильно оценить. Такая оценка лежит в основе критического мышления, которую она использует на уроках. Но и эта технология не сможет раз и навсегда дать ответ: «Что главное, что второстепенное?» Этот процесс — бесконечен.

— А когда вы учились в школе, вас учили впитывать знания или их фильтровать? — задал каверзный вопрос участнице Дмитрий Новиков, победитель городского конкурса «Учитель года-2013», входящий в этом году в состав большого жюри.

— Наверное, больше — впитывать, — призналась Зульфия Шакирьяновна. — Но современным детям этого недостаточно. И мне хочется, чтобы они пошли дальше.

Галя Безбородова

ПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ГАРМОНИЮ

Можно ли сложные философские сентенции объяснить первоклассникам? Надо ли это делать? И поможет ли это учебе?

Ирина Кривощекова, учитель начальных классов гимназии N 21, уверена — поможет. Более того, без подобных рассуждений детей невозможно научить даже. каллиграфии. Правильно выводить палочки и красиво писать, убеждена Ирина Васильевна, насильно не заставишь. Но если ребенок поймет, что «это полезно, потому, что красиво», что каллиграфический почерк — не только ради хорошей оценки в дневнике, — к письму он будет относиться совсем по-другому.

— Понять каллиграфию можно только через гармонию, — сказала Ирина Васильевна и предложила участникам мастер-класса (в их роли выступали шесть конкурсантов, не прошедших в суперфинал) на специально привезенных из Китая листах рисовой бумаги написать, выразить в одном слове, что такое в их понимании гармония. Получился: мир, счастье, любовь, добро, красота, умиротворение.

— Поиск гармонии начинается внутри себя, — сделала вывод конкурсантка. — И каллиграфия может в этом помочь.

— А можно ли красивый почерк назвать почерком как у всех? -поинтересовались члены большого жюри.

— У нас в классе нет ни одного плохого почерка, — ответила Ирина Васильевна. — На первом региональном конкурсе русской каллиграфии мои ученики заняли весь пьедестал почета. Но при этом все почерки у них — разные.

— Можно ли по почерку узнать характер человека и не мешает ли стремление к правильности развитию детской креативности? — продолжали допытываться педагоги.

— Почерк — не навешивание ярлыков, это, прежде всего, — уважение к собеседнику, — объяснила учитель. — Развитию творческого мышления это не мешает.

Галя Безбородова

ЛОГИЧНОЕ И НЕЛОГИЧНОЕ

Следующая конкурсантка — Елена Метальникова, учитель информатики школы N 25, пыталась объяснить бесконечность познания через множество его путей и многогранность событий и жизненных явлений. По ее мнению, познание бывает — мира и самого себя. Какой из этих миров больше — каждый решает сам. В любом из них можно «смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать», можно идти прямым путем, а можно блуждать в трех соснах. Можно быть логичным и алогичным.

Можно использовать, как говорил выдающийся советский физик-теоретик Лев Ландау, науки естественные, неестественные и даже сверхъестественные. И любой из этих путей будет бесконечным.

Рассуждения конкурсантки не всем показались убедительными, члены большого жюри отметили некоторые неточности в ее аргументах, приводимых в качестве доказательств. Но все нашли интересными образы, в которые Елена Валерьевна облекла каждое слово из предложенной ключевой фразы.

В ОДНО ОКНО СМОТРЕЛИ ДВОЕ

Еще один подход к бесконечности познания предложила Ольга Петрова, учитель начальных классов гимназии N 16. Увидеть эту самую бесконечность, по мнению учителя, нам часто мешает отсутствие наблюдательности. Можем ли мы за маской узнать знакомого человека? Можем ли в знакомой картине рассмотреть малозаметные детали?

Прием «всмотрись и вслушайся» помогает, считает Ольга Александровна, увидеть то, что было скрыто от твоих глаз: в природе, в окружающих, в своем ребенке, в наших с ним отношениях. Для тренировки таких качеств она предложила рассмотреть репродукцию картины Федора Решетникова «Опять двойка».

«Ученики», разделившись на группу детей и родителей, рассматривали персонажей и саму изображенную ситуацию каждый со своей колокольни. Точки зрения получились прямо противоположные. Но в этой противоположности, считает учитель, можно найти единство. Если сорвать с себя привычные повседневные маски и думать только о позитивном. Единство, доверие и взаимопонимание может стать тем основанием, на котором строятся, например, отношения в семье. Дом -это не стены и окна, это особый мир, где забываешь о плохом, куда хочется возвращаться.

Галя Безбородова

СОЗДАВАТЬ КРАСОТУ ВОКРУГ СЕБЯ

Самый деятельный подход к познанию мира продемонстрировал Евгений Показаньев, учитель технологии школы N 70. На его уроках деятельными становятся все — и ленивые, и наблюдательные, и изобретательные. Для каждой группы найдется свое дело.

— Вначале ученики приходят на уроки технологии с убеждением, что любую вещь легче приобрести, чем изготовить, — рассказывал Евгений Васильевич. — Моя задача их не просто переубедить, а из пассивных наблюдателей превратить в изобретателей, дать им возможность проявить себя.

Как старую форму наполнить новым содержанием, Евгений Васильевич остроумно продемонстрировал на примере сотового телефона и матрешки. Ведь что такое современный мобильник, как не множество функций в одной? Таких примеров интеграции нового и старого, соединения привычного и непривычного — множество. Надо просто увидеть и научиться создавать красоту вокруг своими руками. Для начала это может быть обычная разделочная досочка, выпиленная маме на 8 Марта.

— В слесарном и столярном деле многие мальчишки сейчас не видят интереса, — говорил Евгений Васильевич. — Просто забивать гвозди им неинтересно. Но стать исследователями они согласны. И так оно и будет, если пробудить в них изобретательскую мысль и довести ее от зарождения до воплощения.

Большое жюри выставило всем участникам суперфинала оценки, но чей подход к бесконечности познания был, на их взгляд, более убедительным, конкурсанты узнают только завтра.

***
фото: Большому жюри тоже интересно;Ирина Кривощекова;Елена Метальникова;Вот что значит — гармония….

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта