X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Вот такая зимняя сказка

Юлия Чукова. Сборник биографических очерков «Женщина в Арктике». «Мегаполис», 2015 г.

Помните мультик про цветик-семицветик? Там мальчишки не приняли девочку Женю в игру -собирать экспедицию на Северный полюс. А она возьми и загадай желание.

Как показывает книга Юлии Чуковой, женщинам-ученым, чтобы попасть в Арктику, порой, действительно требовалось чудо.

Юлия Чукова — физик, автор десятка книг и двух сотен статей в разных областях науки. Много лет назад она и сама побывала в Арктике, на острове Большевик в заливе Ахматова (наибольшем и самом южном из островов архипелага Северная Земля), где 12 июля 1947 года была сделана удивительная находка — на западном берегу обнаружили части человеческого скелета. Как они туда попали и кому принадлежали — так и осталось «загадкой Ахматова».

Через 20 лет после обнаружения останков (в 1970 году) побывала на острове Большевик и Юлия Чукова по заданию газеты «Комсомольская правда».

— Неожиданной оказалась высокая оценка полярников, — вспоминает Юлия Петровна. — Меня приняли в действительные члены Географического общества СССР. Прием не был гладким: некоторые члены президиума московского филиала не понимали, зачем принимать физика. Но комментарий Ивана Дмитриевича Папанина решил все: «Если баба летит в Арктику не за мужиком, а по делу, мы должны ее принять, будь она хоть балериной. А эта — физик!»

Если в 70-х годах часть именитых ученых и путешественников отказывалась признавать заслуги женщины, уже побывавшей в Арктике, то можно представить, каких сложностей стоило предшественницам Юлии Чуковой попадать в состав экспедиций.

Изучившая архивы писательница знакомит нас с настоящими героинями, имена которых мы никогда не слышали: начиная с Татьяны Прончищевой, первой женщины-исследовательницы Арктики, тайно отправившейся с мужем в Великую северную экспедицию и заканчивая Амалией Хазанович, исследовательницей Севера, метеорологом в составе нескольких групп ученых и просветительницей, кочевавшей с нганасанами по таймырской тундре, учившей и лечившей аборигенов. Не забывает Чукова упомянуть и о женщинах времен Петра I, как русских, так и иностранках; и о женщинах так называемой челюскинской эпопеи.

Их было не так мало, исследовательниц, посвятивших (или отдавших) жизнь освоению Арктики.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта