X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Окно в прошлое из фотоателье

Ой, а сфоткай меня рядом с этой клумбой! С этой кошечкой. С этим памятником. Со «знаком, рядом с которым все фотографируются»…

Иной раз бредешь по улице, парку или бульвару и едва ли не уворачиваться приходится, чтобы не попасть в объектив чьей-нибудь камеры на телефоне.

Как не загрустишь тут по временам, когда каждое семейное фото ценилось на вес золота. К фотосъемке готовились, как к важному событию. Договаривались загодя, волновались (некоторые особо чувствительные барышни, может быть, даже ночь не спали накануне), надевали лучшее платье и шли в городское ателье… Почувствовать настроение той далекой эпохи поможет выставка «Старый фотограф», открывшаяся в четверг в музее изобразительных искусств.

Более 150 старинных портретов, городских видов и кадров фотохроники собрали автор проекта Игорь Варкин и его единомышленники в музеях и семейных архивах Тюмени и Тобольска. Они охватывают временной промежуток с 1884 по 1940-й год и принадлежат первым сибирским фотографам Якову Фидлерману, Соломону Кардонскому, братьям Шустерам и Исаю Кадышу. О каждом из фотомастеров можно рассказывать многое.

Кадыш, например, родился в 1870 году в Омске в семье отставного солдата. Искусству фотографии научился у отца, переехал в Тобольск и открыл там свою «Сибирскую фотографию». А через год фотографическое ателье Кадыша открылось и в Тюмени на углу улиц Царской и Войновской.

Братья Шустер, Катя Христозова

Заказы Исаю Иудовичу на семейные и персональные фото делали известные тюменские купцы -Гилевы, Колокольниковы, Ермаковы… Его имя отмечено на сотнях фирменных паспарту. Как они выглядели, кстати, можно увидеть на выставке.

Но ничто не расскажет о фотографе лучше, чем его работы. Кадыш первым в Сибири стал применять технику коллажа. Был известен своими альбомами, листы которых представляли собой монтажи из архитектурных и интерьерных снимков предприятия-заказчика и портретов его сотрудников. Вошел в историю как летописец промышленной Тюмени, хотя впервые испробовал свою методику компоновки еще в Тобольске.

Там же, в Тобольске, по предположению Игоря Варкина, переняли азы фотографического искусства у ссыльного поляка и братья Шустеры. Юношеское увлечение стало для них делом всей жизни. Группа паромщиков у табачной лавки. Перерыв на фабрике «Пламя». Алеша и Оля — младшие дети семьи Воробейчиковых. Под всеми этими снимками, которые можно увидеть в эти дни в залах музея ИЗО, стоит подпись «Шустер».

Братья Шустер, Катя Христозова

Гости не спеша переходят из зала в зал, разглядывают портреты людей — известных и тех, чьи имена за давностью лет, к сожалению, не сохранились. Удивляются красоте семейных снимков: серьезные отцы с окладистыми бородами и степенные матушки держат на руках примерных детей в накрахмаленных белых платьицах.

Что делает эти фотографии для нас такими притягательными и романтичными, почему их хочется рассматривать? Может быть, ощущение особенного, торжественного момента, которое испытывают люди на снимке, передается и нам? Ведь когда еще этой семье доведется сделать общее фото?

Искусствоведы тепло приняли выставку в своих стенах. По их словам, иной раз, когда в залах музея появляются фотопроекты, возникает резонный вопрос, зачем это здесь? В этом же случае нет никаких сомнений. Коллекция, собранная Игорем Варкиным за три года, это наша историческая память и в своем роде произведения искусства.

Братья Шустер, Катя Христозова

Фототехника XIX века не имела столь широких возможностей, как сейчас. Поэтому то, что мы видим на снимках, всецело заслуга фотографов, их таланта и мастерства.

Может быть, старые фотографии заставят нас по-другому взглянуть и на современный мир, проявить чуть больше трепета к нему. Не расстреливать в упор из фоторужей, а остановиться и просто посмотреть.

***
фото: Группа паромщиков у табачной лавки;Перерыв на фабрике «Пламя»;На выставке «Старый фотограф».;На выставке «Старый фотограф».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта