X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Следи за языком!

Занятие у логопеда медцентра «М+» Алены Масленниковой начинается с массажа. Девятилетний Максим ложится на кушетку. Самостоятельно дома массаж делать нельзя. Зато дети выполняют артикуляционную гимнастику — отрабатывают движение губ и языка.

В ШЕСТЬ ЛЕТ — УЖЕ ПЕНСИОНЕР

— Рассказывай, Максим, сколько раз делал гимнастику?

— Каждый день по два раза! После массажа вместе садятся к зеркалу и проверяют, как Максим поработал дома.

Врач командует: спинку языка вверх, спинку вниз, кончик дальше. Спрашиваю: наверное, тяжело объяснить ребенку необходимое положение спинки языка, кончика, как должны складывать губы?

— Да, поэтому малышам надо все показывать. Мы подробно рисуем каждый звук: язык сюда, губы вот так, здесь зубы закрыты, а здесь открыты. У каждого ребенка заполнено по нескольку альбомов. Есть и готовые карточки, но детям больше нравится, когда мы рисуем вместе.

Сколько вообще надо заниматься с логопедом, чтобы добиться результата?

— В наших реабилитационных программах — 10 занятий: курс массажа и различение основных звуков. Это уже дает результат. Например, приходит неговорящий ребенок — и у него получаются первые словечки. Разговорить несложно — надо, чтобы каждый звук стоял на своем месте, чтобы речь была красивой. Некоторые ходят к нам годами.

Почему так долго?

— Бывает нарушена вся система речи — не только произношение, но и умение слышать, грамматически правильно строить фразу. Постоянно меняется тонус органов: сегодня ребенок проснулся — напряжена спинка языка, завтра — кончик. Без постоянного массажа теряются и те звуки, которые уже поставлены.

У одних детей-пациентов центра — просто проблемы с речью. У других они усугубляются заболеваниями: ДЦП, синдром Дауна, задержка физического и умственного развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Речевые нарушения или идут вдобавок к болезни, или обусловлены ею.

— С ними работать тяжелее, -признается Алена. — Одни отвлекаются, начинают смотреть в зеркало, корчить рожицы. Другие дети не могут смотреть на свое отражение в зеркале или мне в глаза. Третьи просто носятся по кабинету. Логопед должен устранить эти поведенческие моменты, иначе он не сможет работать.

Такие дети часто начинают с сенсорной комнаты, «волшебной», как ее здесь называют — там можно вдоволь побегать и попрыгать. На тридцати «квадратах» — множество световых панелей, реагирующих на звук, прикосновение. Можно порисовать на песке, поваляться в бассейне с шариками. С помощью этой комнаты малыш постепенно привыкает к логопеду. И отвыкает от постоянного присутствия мамы, если он не оставался без нее до того.

Галя Безбородова

— Ребенка лучше привести пораньше — можно и в год-два, — говорит Масленникова. — В три года уж точно надо показаться в первый раз, даже если видимых нарушений нет. Дело в том, что серьезные нарушения — тонус, управление речью — видны сразу, а незначительные могут остаться незамеченными. Споткнулся раз, два -и уже начинает привыкать. А от этого ведь и логика зависит, и поведение. Мы так говорим: шесть лет для нас — уже «пенсионный» возраст. Речь сформировалась, приходится переучивать.

ЛОГОПЕДУ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ

Почему вообще люди не выговаривают звуки?

— В основном потому, что нарушена работа мышц. У каждого второго — с рождения нарушения нервной системы. Она страдает уже во время беременности мамы — множество инфекций, стрессы, наш сидячий образ жизни.

Страдают кора головного мозга, мозжечок — тогда управление речью нарушается совсем, и выпадать могут любые звуки. Мозг отправляет сигнал, а язык делает что-то не то. Одному мальчишке ставила электрод — не чувствует. Проверяю на себе, может, электрод неисправен — а там такая мощность! Снижать ток начали только сеансу к 15-му, когда появилась чувствительность. Если ребенок не чувствует язык, он не может им управлять.

Я слышал, что [р] иногда не выговаривают из-за короткой уздечки — мол, с логопедом заниматься бесполезно, надо смириться или оперировать.

— Уздечку часто винят — и зря. Мой муж — стоматолог-хирург, работает с детьми. Постоянно объясняет родителям: поменяйте логопеда и невролога. В два года резать уздечку — совершенно лишнее. Другие звуки ребенок бы говорил и так. Речь всегда можно разработать.

Бывает, что причина невыговаривания -только в психологии?

— Заикание бывает чисто психологического характера. Есть педагогически запущенные дети — проблем с мышцами нет, но он двух слов связать не может, потому что не общается. Надо с ребенком заниматься, читать книжки, разговаривать.

Наверное, главная проблема, которая следует из проблем с речью, — общение с окружающими

— Да, главное — коммуникация. Занятия дают результат в общении. Была у меня девочка пяти лет. Сверстники ей прямо говорили: я не понимаю, что ты говоришь, я не буду с тобой играть. И она замкнулась, стала стесняться. Прошли 10 занятий у логопеда, 10 занятий мозжечковой стимуляции. После этого она поехала в санаторий и там со всеми общалась, выступала на сцене. Ушли проблемы с речью — повысилась уверенность в себе.

Многие родители говорят: поставьте нам звук и все, научите перед школой чтению и цифрам. А то, что ребенок не может грамотно выразить свои мысли, связать их в единую картину, уже как будто неважно.

Галя Безбородова

Проблемы с устной речью, кстати, переносятся потом на письмо, на чтение. Правило выучил, а применить не может — пропускает буквы, путает границы слов и предложений. И пока родители дойдут до нас, переберут 50 репетиторов по русскому языку. Они репетируют, а проблема не решается, только нарастает, как снежный ком, потому что корень ее — в другом.

Взрослым остаются лишь курсы ораторов, или они тоже могут поправить свою речь?

— Звуки можно выправить в любом возрасте, поставить их — не проблема. Другое дело, что надо быть мотивированным ввести новые умения в речь. Тяжело избавиться от старых привычек.

Зачем тогда они приходят? Раз прожили столько лет с дефектом, наверное, он уже и не мешает?

— Один наш клиент работал на телевидении. Ему сказали: или ты уходишь из кадра и остаешься автором, или мы прощаемся. Он хорошо писал, но была плохая дикция и огромная неуверенность в себе. Другая пациентка не выговаривала [р] и нормально жила. Но ее назначили начальником отдела: раньше сидела с бумажками, а теперь надо общаться с людьми.

Взрослые приходят и для восстановления: после черепно-мозговых травм, инсультов. Молодые восстанавливаются хорошо, а пожилые люди, увы, обычно просто сидят дома. Из поликлиник их выписывают в никуда — там нет логопедов, которые бы с ними занимались. А ведь проблему с речью можно решить в любом возрасте. Главное — захотеть.

***
фото: Алена Масленникова ведет занятие;Рисунки на песке в сенсорной комнате;Бассейн с шарами.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта