X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Запрет с преамбулой

Не за горами празднование Дня города — в этот день запретят продажу алкоголя.

Пока никаких рамок торговым точкам не устанавливали, в праздничные дни и дни массовых городских гуляний площади, парки и детские площадки во дворах превращались в этот период в места для круглосуточного распития спиртных напитков. Запрет на продажу алкоголя в такие дни навел в городе порядок. Но теперь некоторые магазины идут на уловку: предлагают закупать спиртосодержащую продукцию заблаговременно. Не противозаконно ли это и не является ли скрытой пропагандой употребления алкоголя?

— У нас нет оснований считать, что такие предупреждающие объявления нарушают законодательство, прямых запретительных норм нет, — считает Елена Еремина, директор городского департамента потребительского рынка. -Хотя основная задача торговой точки всего лишь уведомить покупателей о таком временном ограничении, остальное — их вольный комментарий этой ситуации. Можно рекомендовать хозяйствующим субъектам не делать мотивирующих приписок, но следовать этим рекомендациям или нет, они будут решать самостоятельно.

МОНИТОРИНГ

Объявление в магазине и навыки планирования

Игорь Маменко, преподаватель физики:

— Конечно, это не слишком-то хорошо, когда любой праздник, начиная от Нового года и заканчивая Днем защиты детей, превращается в пьянку. Но, сдается мне, не магазины тому виной. Запретили бы продавать алкоголь вообще, люди бы брагу ставили или самогон гнали и все равно напивались. Тут нужно воспитание менять в корне. Чтобы не было повального пьянства, а бутылка коньяка могла спокойно полгода стоять в шкафу — до востребования.

Петр Степанов, 25 лет:

— Нормально отношусь. Магазин продает товар. В определенный день товар на полках будет, а продавать его нельзя. Надо же объяснить клиентам причину. В слове «запасайтесь» ничего предосудительного не вижу. Пьяницу из человека делают не плакаты. А плохие поступки люди совершают и на трезвую голову, и ничуть не реже.

Дмитрий, инженер:

— Меня это не особенно волнует: в моей семье алкоголем увлекается только тесть, но мы его стараемся сдерживать. А объявления никак на меня не влияют, потому что в баре дома всегда есть спиртные напитки — мы их очень редко употребляем, и запасаться не приходится даже перед праздниками.

Андрей, госслужащий:

— Иногда полезно увидеть такое объявление, а то в рабочей суете забываешь подготовиться к празднику. Потом придется бегать и искать, где тебе продадут алкоголь из-под полы. Найдешь, конечно. Так что призывы запасаться у меня не вызывают негатива: ведь не обязательно напиваться водкой до поросячьего визга, можно культурно выпить вина, а зимой сварить глинтвейн. Сколько пить — это не продавцы решают, а человек.

Дарья Кудряшова, студентка:

— По-моему, так очень хорошее предупреждение. Честное. Ведь совсем не обязательно ящиками закупать и напиваться. Но, например, за город поехать вечером, на шашлыки и ли куп аться без спиртного совсем как-то странно. Немного чего-нибудь горячительного не повредит. Голову терять и без ума нырять на пьяную голову — глупо, но посидеть веселой компанией — здорово. Никакая это не пропаганда алкоголя, а просто услуга. Нам напомнили и предложили, а уж покупать или нет — наше дело.

Игорь Продан, частный предприниматель:

— Для меня официальный праздник — не повод выпить. Вот если в гости пришел интересный человек или какое-то семейное торжество — это другое дело. Но на такой случай у меня в баре всегда есть хороший коньяк и вино. А что касается подобных объявлений в магазинах — это, безусловно, провоцирует зависимых от алкоголя людей. Можно было бы с тем же успехом написать: «Возьми — и выпей».

Светлана Павлова, менеджер:

— Да какая разница, что пишут в объявлениях, — все равно в праздники продают алкоголь. Возле нашего дома вот хитро поступают -продают и говорят: только вы здесь пейте, на вынос нельзя! Может, конечно, крупные сети и специализированные магазины не будут так рисковать, а маленьким — закон не писан. Они только на алкоголе и выживают.

Наталья Богомякова, воспитатель:

— Кому надо выпить, и в праздники знает, где купить спиртное. А для молодежи от таких объявлений, конечно, вред. Они закупают заранее, потом начинают отмечать с вечера и весь день ходят пьяные. У нас в подъезде -постоянные посиделки с пивом и водкой. Выгоняем — пьют на скамейке или на детской площадке. Вот вам и праздники!

Мария Ломоносова, 63 года:

— Может быть, достаточно было простой информации: в такой-то день алкогольные напитки мы не продаем. А покупатели уж сами решат, запасаться или нет. Что-то есть в этом настораживающее, но и шумиху поднимать, я считаю, не из-за чего.

Анна Николаева, риелтор:

— Конкретно таких призывов я не видела. Обычно в магазинах просто вешают предупреждающее объявление: мол, такого-то числа алкоголь продаваться не будет. Но покупатели при этом действуют именно так: затариваются крепким алкоголем по нескольку бутылок или ящиком пива. То есть хоть призывай, хоть не призывай — результат один и тот же. Поэтому я не думаю, что с позиции магазина это была провокация. Скорее, констатация факта и банальное желание хоть чем-то выделиться из целого ряда продуктовых, пусть даже надписью на листе.

Инна Кочурова, студентка третьего курса:

— Не знаю. Некрасиво делать деньги на чужих пороках. Но если быть объективными: разве человека, который пришел за булкой хлеба и пакетом молока, это объявление может раззадорить настолько, чтобы он взял и потратил все деньги на алкоголь? Нет, конечно. Водку купит тот, кто изначально собирался напиться. Только такой человек себе выпить найдет, даже если магазин ему заранее не напомнит. В тот же праздничный день пройдется по маленьким дворовым магазинчикам в своем районе — где-нибудь непременно продадут.

Наталья Венальевна, библиотекарь:

— Звучит странно, как минимум. Есть какое-то противоречие высшей цели, ради которой это объявление повесили, самой идее «трезвого» праздника. С другой стороны, какие претензии, кроме моральных, ты предпринимателю предъявишь, если сам запрет на продажу он выполняет?

Мария, инженер:

— Ой, отнеситесь проще. Когда хоть у нас народ читал какие-то объявления и внимал советам?

Юлия, молодая мама:

— Проблема не в том, что написано в объявлениях, а в том, что кому надо, тот купит в любой день и в любое время. И даже глобальнее — в том, что народ у нас меры не знает.

Василий Бабаев, 26 лет:

— Мне кажется, это не пропаганда алкоголя, а ирония. Объявление просто дублирует шутку о том, запрет на продажу спиртного не борется с алкоголизмом, а воспитывает навык планирования.

Анастасия Лунева, предпринимательница:

— Бизнес борется за свои доходы как может. И что в этом плохого? Ни к чему противоправному мы не призываем, просто напоминаем, что подумать о покупке надо заранее. Кто не хотел затариваться спиртным, тот и не пойдет, а кому оно надо — закупится. Какая разница, в какой день? С большим запасом сейчас никто ничего не покупает, денег на ветер не швыряет, подсчитает-рассчитает, и вперед. И ему хорошо, и предпринимателям. Мы ведь друг друга кормим и поим.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта