X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

От недр до небесных светил

В июле-августе в санатории «Серебряный бор» будет работать «Летняя школа для одаренных детей».

Чтобы называться одаренным, когда тебе только 12-13 лет, мало обладать врожденными талантами. Гениальным разгильдяям преимуществ никаких не дадут. В первую очередь, такое звание — показатель высокой ответственности и работоспособности человека. Так, чтобы попасть в «Летнюю многопрофильную школу для одаренных детей», организованную ТОГИРРО, каждому претенденту надо было сдать на рассмотрение строгой комиссии свой «портфель достижений»: сколько интеллектуальных состязаний выиграл, в каких олимпиадах побеждал. Все 105 человек, которые в итоге получили путевки, оказались трудягами, готовыми даже летом продолжать учиться.

Особый отбор проходили и преподаватели, которые стали руководителями проектов. Среди них -победитель международной олимпиады по математике в Израиле; победитель конкурса «Учитель года» в Тюменской области и лауреат всероссийского конкурса «Учитель года»; учителя, подготовившие победителей соревнований YuniorSkills в рамках финала национального чемпионата WorldSkillsRussia (компетенция «Мобильная робототехника»). Каждый — не только сам увлечен наукой, но и готов увлечь ею других.

— Мы долго предварительно беседовали с каждым из кандидатов, — рассказывает Наталья Милованова, проректор ТОГИРРО. -Выбирали тех, кому интересно работать с детьми, кто готов сложные вещи объяснить простыми словами.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ — К ЗВЕЗДАМ

Так называется один из самых популярных на этой смене проектов, посвященных физике и астрономии. Его ведут Светлана Толчина, доцент кафедры физики, методов контроля и диагностики института промышленных технологий и инжиниринга ТГНГУ, и Фа-рид Шабиев, кандидат физико-математических наук, доцент того же вуза. Оба в повседневной научной жизни далеки от астрономии.

— Учить других и самой учиться -это, пожалуй, самое интересное в любой профессии, — говорит Светлана Ивановна. — Тем более, когда в учителях у нас Галилей и Коперник.

И это не просто слова. Участники проекта, действительно, идут по стопам великих астрономов прошлого. Задача ребят — изготовить телескоп по чертежам Коперника и даже попытаться улучшить его. Причем, расходные материалы практически те же, что и во времена эпохи Ренессанса, за исключением корпуса прибора, который сделан из пластика.

Галя Безбородова

— В конструкции мы будем использовать линзы двух типов -собирающие, как у Коперника, и рассеивающие, как у Галилея, -рассказывает Толчина. — Это не только техническое усовершенствование, но и историческое расследование. Вот сделаем и выясним, чьи же линзы были эффективнее.

Записавшихся на этот проект днем ждут теоретические, а ночью — практические занятия. А как еще в построенный телескоп увидеть Луну и звезды? Правда, погода пытается экспериментам помешать — небо затянуло облаками. Но до конца смены есть еще две недели. Пока же лунные кратеры, моря и горы школьники срисовывают с астрономических карт. Кстати, и у Коперника под рукой были только карандаши и бумага, чтобы зафиксировать увиденное.

Еще у юных астрономов в самом разгаре работа по изготовлению модели Солнечной системы. Своими руками слепить из старых газет Землю, Юпитер или Сатурн — что может быть интереснее? А если еще и заставить их вращаться вокруг огромного рыжего Солнца — то счастью не будет предела.

Впрочем, у некоторых учеников клуба астрономов вполне практичный взгляд на жизнь. Например, семиклассник Леонид Горбунов готовится после школы поступать в аэрокосмический факультет МГТУ имени Баумана. Нет, не о полетах в межзвездное пространство он мечтает, а хочет быть создателем нового типа крылатых ракет, которые защитят нашу планету от всех угроз.

27 РЕЦЕПТОВ ОТ ПРОБОК

Еще один из восьми проектов «Школы одаренных» называется «Автомобили и дороги будущего». Его ведет Григорий Нихти, выпускник ТюмГУ этого года по специальности «математика и компьютерная безопасность». Казалось бы, какая связь дорожной инфраструктуры с этими науками? Григорий уверен, что — прямая. Участникам проекта пришлось немало потрудиться, чтобы рассчитать, например, скорость и плотность потока машин, двигающихся по путепроводу «Стрела» или через перекресток улиц Пермякова и Широтная. А затем, исходя из этих величин, предлагать свои варианты решения транспортных проблем города. Десятиклассник Андрей Мигунов выявил десять причин образования пробок на тюменских дорогах и 27 методов их ликвидации. А если и это не поможет, то, как предлагает шестиклассник Вадим Функ, надо разработать принципиально новую модель автомобиля — «Мотосил», более компактную модель легковушки на основе мотоцикла. Она может быть и самостоятельным транспортным средством, и эвакуатором.

— Для меня было открытием, что школьники так активно и с таким энтузиазмом способны работать над поставленной задачей и генерировать столько идей! — восхищается своими подопечными Григорий Нихти.

Галя Безбородова

ЗРИ В НЕДРА

Самым шумным и технически емким проектом смены является, пожалуй, «Модель месторождения». Нефтяной пласт в разрезе и в миниатюре ребята создают своими руками. Для этого им понадобился обычный аквариум, множество ручных и электроинструментов, а также несколько видов песка, грунта, твердой породы и… керосин, который будет вместо нефти.

— Многие школьники думают, что нефтяные месторождения плещутся где-то в глубине земной коры, — рассказывает руководитель проекта Сергей Власов, преподаватель нефтяного центра. — Наша задача не только развеять этот миф, но и дать почувствовать подросткам, что такое — быть первооткрывателем, испытать гордость за тех, кто осваивал месторождения нефти и газа в Западной Сибири.

На 50-литровый аквариум в аудитории, отведенной под этот проект, уже наклеены полоски скотча, которые отмечают название будущих пластов. Заглянуть вот так запросто в толщу земли на глубину в несколько километров удается немногим. Чем не путешествие за границу? Только за границу привычных знаний или, точнее, незнаний.

— Все беды мира от невежества, -говорит Сергей Власов. — И если с незнанием бороться, то мир станет чуточку лучше.

***
фото: Леонид Горбунов у карты звездного неба;Сергей Власов с учениками;Школьники работают над моделью Солнечной системы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта