X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Портрет на фоне музыки

Когда произведение исполнено, дирижер Юрий Башмет вызывает на поклон одного из музыкантов Всероссийского юношеского симфонического оркестра.

Того, кто отличился особенно, сыграл главную партию, протянул по всему произведению нить настроения. Уж дирижеру ли не знать, как сложно исполнить, например, соло на фаготе, которым начинается Шестая симфония Петра Чайковского?

Башмет делает это только для музыкантов юношеского оркестра: им еще надо понять, как работать в большом коллективе, научиться слышать друг друга. Хотя по отдельности каждый из музыкантов уже является профессионалом.

… Концертный сезон 2014-2015 в филармонии подходит к концу: выступление юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета, которое состоялось 15 июня, — один из завершающих аккордов. Можно сказать, что это нам -на сладкое. В первом отделении Юрий Абрамович солировал на альте, а дирижировал итальянец Клаудио Ванделли, во втором отделении за дирижерский пульт встал Башмет.

Об этом не имеющем аналогов оркестре дирижера Башмета подробно расспросили на предваряющей концерт пресс-конференции.

Что за музыканты, откуда взялись эти 79 человек? Как они обучаются, где живут, как гастролируют? Что с ними происходит, когда они вырастают из юношеского оркестра, то есть, когда им исполняется 22 года?

Юрий Абрамович говорит, что самая тяжелая часть работы — это как раз расставание: став взрослыми, они должны идти во взрослую же жизнь.

— Даже жаль, — говорит Башмет. -Ведь к этому времени они только начинают понимать суть ансамблевого исполнения.

Он знает, о чем говорит: оркестр существует три года. Дирижер собирал музыкантов при помощи конкурсного отбора, который прошел во всех городах страны, куда Башмет приезжал с гастролями.

— Я посещал музыкальные школы и колледжи. Педагоги и дети были предупреждены и показывали самое лучшее: игру победителей городских исполнительских конкурсов, лучших учеников. Так из юных музыкантов Екатеринбурга, Уфы, Хабаровска и еще 25-и городов собрался коллектив.

Примечательно, что состоит он из участников разного возраста: младшим только девять лет, старшим — 21 год. Соответственно, первые не могут, бросив общеобразовательную школу, самостоятельно жить в Москве, чтобы готовиться к концертам, а старшие могут. Пришлось найти такие подходы в работе, чтобы оркестр мог работать на высоком уровне.

— Репетировать приходится сессиями, — рассказывает Юрий Абрамович. — Сначала каждый музыкант со своим педагогом изучает партию дома, затем все собираются вместе. За годы существования оркестра мы шесть раз выезжали в дома отдыха то в Подмосковье, то в Крым, где проходили музыкальные аналоги спортивных сборов: музыканты репетировали несколько раз в день и даже свободное время посвящали упражнениям. Работали как бы наперегонки.

Первые концерты состоялись в ноябре 2012 года в Сочи. А в 2013 году были гастроли по России. В феврале 2014 оркестр выступил на закрытии Олимпиады в Сочи, а в июне прокатился по Европе, выступив в лучших залах Брюсселя, Женевы и Берлина, а заодно — в залах Москвы и Санкт-Петербурга.

Каждый год оркестр меняется: пусть это не видно невооруженным глазом. На смену выросшим участникам приходят новые. А бывшие музыканты юношеского оркестра поступают в столичные консерватории и продолжают карьеру в профессиональных симфонических коллективах. Например, говорит Башмет, одну девушку даже взяли в его оркестр «Новая Россия».

Формирование юношеского оркестра, таким образом, не прекращается: проходят новые прослушивания, а дирижер выбирает ребят на места, которые скоро освободятся.

Заодно Юрий Башмет получил отличное представление о том, как обстоят дела с профессиональным музыкальным образованием во всей стране. Он считает, что в Советском Союзе система этого образования была отлажена куда лучше нынешней. Тем более удивительно, что в каждом городе, куда бы ни приехал дирижер, находятся способные ученики с хорошей школой.

— Их видишь сразу, — говорит Юрий Абрамович. — Например, в Самаре я увидел девушку и мальчика, которые сильно выделялись на фоне других юных скрипачей. Оказалось, что их педагог — Александр Иванов, с которым мы вместе учились в Московской консерватории.

В Екатеринбурге Башмет обнаружил сильную школу флейтистов, Хабаровск славен своими барабанщиками. Одним словом, юношеский симфонический оркестр — это коллективный портрет музыкантов недалекого будущего страны.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта