X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Жизнь в вагоне эшелона

«Эшелон», новый спектакль драматического театра, задумывался как спектакль к дате — в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Он даже значился в праздничной программе. А потому отношение публики к нему изначально было несколько настороженным: предполагались фанфары, взмахи флагами и лозунги — словом, официальные, довольно дежурные атрибуты праздника.

Первые же зрители (генеральная репетиция состоялась 7 мая), впрочем, убедились: от дежурного в этой «постановке к дате» нет ничего. Напротив, режиссер и художник Владимир Чернядев взял в работу материал личный, наполненный непридуманными деталями. Потому что пьеса Михаила Рощина — об обратной стороне войны, без выстрелов и флагов. Драматург вырвал из военной жизни лишь эпизод: вагон эшелона, в котором едут в эвакуацию простые женщины с детьми. Едут через всю страну, подальше от войны, от бомб и выстрелов. Они все знакомы, до недавнего времени работали на одной фабрике. Одинаково впопыхах собирались, чтобы надолго оказаться в этом вагоне, слушать стук колес, продолжать жизнь, каждый день бояться за своих близких, ушедших на фронт.

Собственно, именно с этого и начинается спектакль: «Вдруг ты вернешься и не найдешь нас?» -среди ночи с ужасом спрашивает Катя (актриса Ольга Игонина) в пустоту, обращаясь к любимому мужу. Она почти не спит, мечется, стонет, бросается обнимать сына Нику. Она держится хуже всех в этом вагоне эшелона, остальным не удается ее ни приободрить, ни вразумить. В конце концов, у каждой из этих женщин своя судьба, своя история, свои мечты, теперь оставшиеся в прошлом, похороненные войной. Но зато страх — один на всех: за мужей, которые на войне, за детей, которые едут с ними, за будущее.

Пьесу Рощина неоднократно ставили разные театры — на разные лады. Режиссеру-постановщику Чернядеву и нашей труппе удалось, по-моему, вычислить золотое сечение, при котором спектакль получился и командным, и сольным одновременно.

Если говорить о стиле командном, то надо признать, что в «Эшелоне» имеется единый сценический образ, который состоит из множества индивидуальностей, спаянных в единое социальное «тело». Актрисы (состав почти целиком женский) дополняют и оттеняют друг друга, находясь в одном замкнутом пространстве вагона.

Но в то же время соло есть у каждой из них — в свое время. Особенно выделяются образы, созданные Еленой Махневой (ее Саввишна предельно трагична), Ольги Игониной (в роли Кати, женщины, почти сходящей с ума от разлуки с любимым) и Ирины Тутуловой (ее Галина Дмитриевна заявлена сразу как сильный и цельный образ). Они задают пронзительный, звенящий тон всему повествованию.

Катя Христозова

Совсем наособицу в этом суровом спектакле выделена Лавра (актриса Кристина Тихонова). Именно она впервые меняет тональность постановки — растерянности и тревоги. Но Лавра агрессивна, может быть грубой, неприятной, и переходы ее от безудержного веселья к циничной резкости неожиданны и застают врасплох. Персонаж Кристины Тихоновой показан в развитии, и очень скоро понимаешь, что именно в грубоватой Лавре кроются большие запасы жизнелюбия, которые так необходимы отчаявшимся обитательницам вагона.

Впрочем, каждая из героинь (а порой и героев, потому что есть и мужские образы) время от времени высвечивается крупным планом. Так, второй акт спектакля прорезают насквозь два монолога: Маши (Ирина Халезова) и Сани (Эвилина Ризепова). Эвилина с отчаянной решимостью выплескивает горькую историю скомканной войною любви девочки-подростка. А каким ужасающим кажется по контрасту с ней эпическое спокойствие монолога Ирины Халезовой, где горе настолько велико, что какая-то оценка, какой-то эмоциональный взрыв уже невозможен…

… Начав с некоторой неприязни, героини сближаются. К бомбежке в финале они придут едва ли не сестрами. О них не напишут героических песен, не скажут с пафосом. Но эти простые женщины выдержат все и воспитают первое послевоенное поколение. К этому поколению и принадлежит драматург Михаил Рощин.

***
фото: Ольга Игонина в роли Кати;В вагоне.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта