X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Вся жизнь как рекорд

Спортивной форме ветерана Ивана Гайкова родные и знакомые не перестают удивляться. Шутка ли — в 91 год каждый день подтягиваться на турнике!

— Раньше-то я посильнее был, десятка два подтягиваний делал легко, — говорит Иван Иванович, -а теперь силы все-таки не те. Чтоб прежнюю норму выполнить, несколько раз отдыхать надо…

Много лет назад он взял себе за правило каждый день делать утреннюю зарядку. Произошло это уже в зрелом возрасте, когда приехал работать в Новый Уренгой на буровую. Почему не в детстве и не в юности?

— Мальчишкам моего поколения было не до спорта. Мы и слова такого, пожалуй, не знали.

Родился он недалеко от поселка Ленино Гомельской области. Богатый, плодородный край. Но чтобы на земле все уродилось, надо пахать с утра до ночи. Это было правилом деревенской жизни. Просыпались рано утром и шли -кто в поле, кто на ферму. Даже малыши всегда были при деле. С пяти лет Ваня начал помогать родителям в колхозе (отец был заведующим фермой).

— Семья большая — восемь детей, а сыновей всего трое, мужской работы на всех хватало. Трудились и на сеялках, и на веялках, и на молотилках. На часы никто не смотрел, ни у кого их не было. Встало солнце — пора работать, село — можно отдыхать. Уставали ли мы? Наверно, да. Но никто из нас простудами не болел, да в деревне и врача никогда не было, только бабка-повитуха. В речке купались чуть ли не с апреля. Старший брат как-то на спор два километра прошел на руках!

… Незадолго до начала Великой Отечественной Иван Гайков завербовался в Карелию и почти год работал на сплаве леса.

— И для взрослого мужика такая работа не из легких, но на возраст никто не смотрел, поблажек не давал, раз взялся — значит, делай, — рассказывает мой собеседник.

Там, в Карелии и застала его война. Бригаду, которая заготовляла древесину, наши солдаты едва не приняли за диверсантов. Но, разобравшись, отправили этих юнцов в военно-строительный батальон, а оттуда — в саперный батальон 71-й стрелковой дивизии. В первом же столкновении с противником Иван получил ранение в ногу. Но это не помешало ему вместе с товарищами довести до своих захваченных в плен финских снайперш-«кукушек».

Залечил рану — и снова на фронт. Повоевать, однако, удалось немного — попали в окружение, многие погибли. А те, кто сумел вырваться, отступили к шлюзам Беломорканала. Ему повезло — остался жив. А в декабре 1941 года его и других несовершеннолетних комиссия, прибывшая в батальон, отправила работать на военный завод в Горьком, выпускавший самолеты. Там и трудился до 1945 года.

В 50-е годы Иван Гайков устроился работать в полевую партию. Вот уж где, казалось бы, нет никаких условий для занятий спортом! Вся инфраструктура — три дома, столько же бараков и железнодорожная ветка — и никого на сотни километров вокруг. Но именно в этих условиях он решил: нельзя распускаться! Перед сменой вставал часа на два раньше остальных, бегал по десять километров, плавал в озере. Так и родилась привычка — ни дня без утренней зарядки.

Своих детей к спорту приучал, не заставлял, но увлекал личным примером. Старший сын, тоже Иван, выбрал для себя рукопашный армейский бой и восточные единоборства. Младший, Михаил, стал боксером.

— Человек должен, прежде всего, сам себя заставлять, — считает Иван Иванович. — Слово тренера, конечно, сильное, но свое должно быть еще сильнее!

Сам он сейчас ежедневно обливается водой из колодца (два ведра), выполняет 60 приседаний и с десяток подтягиваний.

— Если зарядку не делать, значит, подпустить к себе старость и признать, что силы кончаются, -утверждает этот по-своему удивительный человек. — Рекордов никаких ставить не собираюсь, но и стареть не хочу!

***
фото: Иван Гайков на турнике.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта