X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Фронтовые дневники в рисунках

Музей изобразительных искусств, не отставая от музея «Городская Дума», где готовится самая грандиозная выставка в честь Дня Победы, 24 апреля внес свой вклад в праздник.

Экспозиция «Дорогами войны. Из солдатского альбома» — камерная, всего-то один небольшой зал. Зато экскурсия по ней длится около часа: за каждой фотографией, предметом, карандашным наброском — своя история. Не только лишь военная, но и живописная: все-таки в центре повествования — художники, ушедшие на фронт, и война их глазами. Искусствовед, куратор выставки Наталья Сезева считает экспозицию необычной даже для музея, известного своими многочисленными проектами. Хотя бы потому, что последние десять лет ни один предмет выставки «Дорогами войны» на обозрение публики не выставлялся.

А посмотреть есть на что — более двух сотен рисунков: в основном, портретных набросков тюменских художников Вениамина Барышева, Степана Лопатина, Ивана Котовщикова, Александра Мурычева и московского автора Гиршона Кравцова.

Работы старейших мастеров нашего края хранятся в фонде музейного комплекса почти в полном объеме, и это позволяет искусствоведам охватить их творчество за все годы войны. Известно, что четверо художников ушли на войну добровольцами. Они не писали свои фронтовые дневники, а рисовали их — карандашные наброски, торопливые, сделанные «на коленке» — как отпечатки жизни. Вениамин Барышев, например, ушел на фронт человеком довольно зрелым, ему было 36 лет, и поступок был обдуманным. Он хотел посмотреть мир и на войне писал улочки освобожденных от фашистов городов…

… Впрочем, главное место в экспозиции все же занимают не тюменские авторы, а москвич Гиршон Кравцов. В музее собрана большая коллекция этого первоклассного художника. До войны он учился у классика современной графики Владимира Фаворского, а после войны у него сложилась неплохая творческая судьба — работал в издательствах и известен как график и иллюстратор.

Кравцов привез с фронта огромный архив: более четырех сотен рисунков! (Надо сказать, что тюменские художники представлены на выставке далеко не так широко: не больше десяти работ каждого — О.Ч.). Почти все дневниковые рисунки Кравцова есть в нашем музее: они были переданы в Тюмень в 70-х годах прошлого века, а вдова художника отдала нашим искусствоведам фронтовые письма мужа и несколько его документов. На выставке можно увидеть его письма и прочесть то, что он писал жене в 1943-м году: «Фронтовая жизнь была настоящей школой для художника. Нельзя было придаваться мечтательности и лени. Жизнь заставляла работать бешено, вырабатывалась собранность, оттачивался глаз и штрих. Работать приходилось на ходу, все время в дороге, а вокруг такая замечательная природа, что как бы ты ни был занят, взгляд останавливается на всем этом».

… По словам Натальи Сезевой, экспозицию можно разбить на три части: картины войны, портреты военных людей и мирный образ прифронтовой жизни. Однако тема войны проходит через всю выставку. Если это рисунок, то на него надо не только смотреть, но и вчитываться в надпись, которая порой говорит не меньше, чем выражение лица человека на портрете. Художники подписывали свои работы тщательно: так на портрете бойца Мулинкова едва можно различить слово «убит». Не менее трогают зарисовки из небольшого солдатского альбома: «Солдат-письмоносец Гусев» в длинной не по росту шинели или набросок сарая с небольшим домиком под Смоленском с подписью: «Все, что осталось от большой деревни».

Если это предмет, то его непременно хочется потрогать — будь то шкатулка или самодельный чемодан, или стул, или этажерка военного времени. А еще хочется включить репродуктор, чтобы усилить атмосферу того времени, в котором художники написали войну.

***
фото: Из фронтового альбома Гиршона Кравцова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта