X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Два Федорова

Окончание. Начало в NN 56, 57, 58, 60

КУРС — НА БЕРЛИН

В это время танкист Федоров находился на Украине, южнее Тернополя. Позади участие в Орловской наступательной операции, форсирование Днепра, освобождение Киева, тяжелые бои в районе Житомира. В июле 1943 года его 113-я танковая бригада преобразована в 55-ю гвардейскую. За взятие города Васильков в Киевской области ей присвоено почетное наименование — Васильковская. После гибели в боях на направлении главного удара у поселка Александровка (Орловская область) 19 июля 1943 года комбрига полковника Леонида Чигина, посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза, бригаду до конца войны возглавлял полковник Драгунский.

Он высоко ценил нашего земляка Федорова:

«Каждый раз, когда в ходе боя становилось особенно трудно, я без колебаний ставил на самые ответственные участки именно 1-й батальон, которым неизменно командовал сибиряк Федоров. На широких просторах орловских полей танкисты Федорова впервые встретились с хвалеными немецкими «тиграми». Его танк в селе Слободка под Орлом в числе первых смелым тараном поразил вражескую машину. Легенда о неуязвимости «тигров» была развеяна в прах. Механик-водитель Иван Дуплий был удостоен звания Героя Советского Союза. Старшего лейтенанта Федорова наградили орденом Отечественной войны 1-й степени. Маленький, юркий комбат участвовал во многих боях и вызывал всеобщее восхищение своими ратными подвигами. Многочисленные ранения не задерживали его в госпиталях. «Умен, хитер, сноровист, — говорили о нем в бригаде. — Этот человек напролом не пойдет: двадцать раз взвесит и только тогда будет бить наверняка…» Шутили: «Кто его обманет, тот и дня не проживет.» И это было абсолютно справедливо. Во Львовско-Сандомирской наступательной операции 1-го Украинского фронта его батальон в ночь на 18 июля 1944 года ворвался на ж.д. станцию Красную, захватил большую группу пленных, десяток исправных машин с оружием и другими трофеями. Казалось, что дальше до Львова не будет уже никаких преград. Но это было не так. Четыре дня весь наш 7-й гвардейский танковый корпус атаковал сильную оборону противника, но так и не сумел продвинуться к городу. 28 июля командование 3-й гвардейской танковой армии вывело нашу бригаду на пополнение людьми и техникой.»

Воспоминания Драгунского продолжил Федоров:

«… Вскоре на ближайшую маленькую станцию Жолкев, расположенную между Львовом и Равой-Русской, через каждые два-три часа стали прибывать длинные эшелоны. Снаряды, патроны, продовольствие, теплая одежда, запасные части спешно разгружались и вывозились в леса. Приходили сюда и эшелоны с танками. Рабочие-танкостроители не задерживали свою продукцию на заводских дворах и складах. Новенькие танки прямо из цехов грузили на платформы.»

«Звездной» для обоих Федоровых — артиллериста и танкиста стала Висло-Одерская наступательная операция.

95-я стрелковая Верхнеднепровская Краснознаменная дивизия в составе войск 1-го Белорусского фронта наносила удар с пулавского плацдарма (30 км по фронту и 10 км в глубину) в направлении Радом, Лодзь.

55-я гвардейская танковая Васильковская Краснознаменная бригада в составе войск 1-го Украинского фронта наступала на Кутно, Познань с мангушевского плацдарма (45 км по фронту и 18 км в глубину). Конечной целью операции являлся Берлин.

По словам начальника политотдела 3-й гвардейской танковой армии генерал-лейтенанта Николая Попеля, «всюду царила глубокая уверенность в успехе». Однако в огневых орудийных расчетах и в танковых экипажах, несмотря на заклинания, что «немец уже не тот», знали — легкой прогулки не будет. Это настроение отметил Илья Эренбург: «Все понимали, что дело идет к концу, но никто не был уверен, что до него доживет. Близость развязки делала смерть особенно нелепой и страшной».

Основным средством противотанковой обороны считались противотанковые орудия, которыми Красная армия к 1945 году была обеспечена, как ни одна армия в мире.

23-25 апреля 1945 года батарея 76-мм пушек старшего лейтенанта Федорова в бою за населенный пункт Мариенсдорф (юго-зап. г. Зеелов) прямой наводкой уничтожила 9 танков, 5 штурмовых орудий, подавила минометную батарею и обеспечила успех своих пехотных подразделений. Стойкость, мужество и профессионализм командира батареи отмечены 31 мая 1945 года Золотой Звездой Героя Советского Союза. За отличия в боях на берлинском направлении он был также награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Александра Невского, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».

Танковый батальон гвардии майора Федорова быстрым и внезапным ударом 13 января 1945 года захватил ж.д. станцию и аэродром юго-западнее города Енджеюв (Польша). Полковник Драгунский воспользовался этими благоприятными условиями для наступления: развернул бригаду и атаковал город. 65 танков и 20 самоходок ринулись вперед, преодолевая противотанковые и противопехотные заграждения. Боевой азарт танкистов увлек автоматчиков, которые с криком «ура» неслись вслед за танками. «Мы, — вспоминал Петр Еремеевич, — захватили тысячи пленных, аэродром с уцелевшими самолетами, огромные склады.» Через пять дней танкисты Федорова ворвались в г. Велюнь, форсировали реку Просна, разведали подходы к реке Одер и обеспечили переправу других частей 55-й гвардейской танковой бригады.

10 апреля 1945 года командарм Рыбалко вручил комбату Федорову орден Ленина и Золотую Звезду Героя Советского Союза. На его кителе ордена Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

Через десять дней на подступах к Берлину «тридцатьчетверку» гвардии майора Федорова подбили «фаустники». Он получил слепое осколочное ранение правой руки и голени левой ноги, но успел выбраться из горящего танка.

Прямое попадание подкалиберной кумулятивной гранаты из одноразового гранатомета «Панцер-фауст», как правило, вело к гибели всего экипажа:

«Вот стоит машина с наглухо задранными люками, из нее сквозь броню слышен визг вращающегося умформера радиостанции. Но экипаж молчит, не отзывается ни на стук, ни по радио. В башне -маленькая, диаметром с копейку, дырочка — мизинец не пройдет. А это «фауст», его работа! Экран в этом месте сорван, концентрированный взрыв ударил по броне. Из башни достаем четырех погибших танкистов. Молодые, еще недавно веселые сильные парни. Кумулятивная граната прожгла сталь брони, огненным вихрем ворвалась в машину. Брызги расплавленной стали поразили всех насмерть», — вспоминал танкист Федоров.

Федорова и его экипаж спас самодельный навесной экран из приваренных на броню листов металла и панцирных солдатских коек. Фаустпатрон, пробивая такую «подушку», встречал затем пустоту и терял убойную силу.

Потери в 3-й гвардейской танковой армии были «умеренными»: 839 человек убитыми и ранеными, сгорело 72 танка; в строю оставалось 49 тысяч личного состава, 562 танка и самоходки.

Но во время штурма Берлина, по наблюдениям командующего 1-м Украинским фронтом маршала Ивана Конева, гитлеровцам удалось уничтожить и подбить восемьсот с лишним наших танков и самоходок. Причем основная часть этих потерь приходится на бои в самом городе.

Наряду с наращиванием усилий по разгрому берлинского гарнизона войска 1-го Белорусского фронта приступили к ликвидации немецкой группировки, окруженной юго-восточнее Берлина. Согласно разведданным, эта группировка насчитывала в своем составе до 200 тысяч человек, на ее вооружении было свыше 2000 орудий, более 300 танков и самоходных установок. Когда немцы пошли на прорыв, артиллерийская батарея капитана Федорова, поставленная на картечь, расстреливала их с пистолетной дистанции, «масса трупов противника валялась вокруг огневых позиций 95-й стрелковой дивизии, а противник все продолжал наседать, совсем уже переставая считаться с потерями. В течение этого дня, 29 апреля, случалось несколько раз так, что командирам стрелковых батальонов, которые были в одной цепи с солдатами, и артиллерийских батарей, которые сами стояли за орудиями, казалось, будто на их участке оборона не выдержит и враг прорвется. Но выдержали все». Немецкие части, которые не смогли пробиться через советские заслоны, были уничтожены или пленены к исходу 1 мая. В тот же день капитулировал гарнизон Берлина.

9 мая 3-я и 4-я гвардейские танковые армии вступили в Прагу. А 15 мая года Юрий Левитан прочитал последнюю сводку Совинформбюро: «Прием пленных немецких солдат и офицеров на всех фронтах закончен».

КОГДА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА

Среди огромного числа проблем налаживания основ мирной жизни едва ли не первостепенной была задача проведения демобилизации армии. К маю 1945 года численность Вооруженных сил составляла 11365 тысяч человек.

21 мая 1945 года в Москве на совещании командующих фронтов и родов войск Сталин заявил о существенном сокращении пехотных войск и кавалерии — до 60% их состава. Но демобилизация не должна затронуть танковые части и полевую артиллерию: «Танковые соединения предполагаем не только не уменьшить, а увеличить, как и контрбатарейную артиллерию».

55-ю гвардейскую танковую бригаду переименовали в 55-й гвардейский танковый Васильковский Краснознаменный орденов Ленина, Суворова и Богдана Хмельницкого полк.

Гвардии полковник Драгунский подписал 8 мая 1946 года аттестацию на командира 1-го танкового батальона гвардии майора Федорова:

«Делу партии Ленина — Сталина и социалистической Родине предан. Политически и морально устойчив. Идеологически выдержан. С массами общителен. Среди личного состава пользуется деловым авторитетом.

Общее образование — 6 классов, военное — курсы мл. лейтенантов в 1939 году. Общее военное и политическое развитие достаточное. Тактически подготовлен. Требователен к себе и подчиненным. Уставы и наставления Красной армии знает и выполняет. В бою смел и решителен. Обладает волевыми качествами. На поле боя ориентируется правильно. Умеет организовать наступление и оборону батальона. Физически здоров. Из личного оружия стреляет хорошо.

Вывод: Занимаемой должности соответствует. Желательно послать на учебу. Подлежит оставлению в кадрах Красной армии».

В тот же день гвардии майор Федоров зарегистрировал в Берлине брак с боевой подругой Анной Егоровой, теперь уже — Федоровой и отбыл в Ленинград на «10-месячные курсы подготовки по профилю командиров танковых батальонов при Высшей офицерской бронетанковой Краснознаменной ордена Ленина школы имени В.М. Молотова».

После окончания курсов служил командиром танкового батальона в 59-м гвардейском танковом Люблинском дважды Краснознаменном орденов Суворова и Кутузова полку 8-й гвардейской танковой дивизии 3-й гвардейской механизированной армии Белорусского военного округа. Полк дислоцировался на ст. Пуховичи Минской области. В последний день 1956 года уволен с военной службы в звании подполковника по болезни. С того времени жил в Тюмени в доме N 43 на улице Володарского, где установлена мемориальная доска. В теплое солнечное утро 9 мая 1968 года Герой Советского Союза Петр Еремеевич Федоров участвовал в открытии монумента Победы, где вспыхнул первый в областном центре Вечный огонь.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта