X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Смешно, как и сто лет назад

Классический водевиль «Ханума» в нашем городе играют не впервые. Еще до того, как режиссер и балетмейстер Николай Реутов поставил его на сцене драматического театра, мы видели эту музыкальную комедию почти 10 лет назад в исполнении театра оперетты Урала.

Немало времени утекло, а мы смеемся над историей про двух свах, как прежде. В 2006-м публика вызывала актеров на сцену трижды — топила в аплодисментах. Сегодня драматический театр вынужден вносить в уже сформированную афишу апреля изменения: вписывать дополнительные показы «Ханумы». И в этом — еще не самое удивительное.

Можно, конечно, морщить нос по поводу всеобщей любви к смешным историям: дескать, на классику у нас никто не ходит, всем подавай хиханьки да хаханьки. Не поспоришь: «Ханума», как ни крути, водевиль со всеми его куплетами, танцами и смешными ситуациями, комедия положений, одним словом. Но комедия-то — классическая! В 1882 году ее написал грузинский драматург Авксентий Цагарели, и она сразу попала на сцену и стала популярной. Еще большую славу получил советский фильм по мотивам пьесы — «Кето и Котэ», снятый в 1947 году. А в 1972-м, с показа спектакля в Ленинградском Большом драматическом театре, — он уже считался классикой.

Пьесу ставили огромное число раз, она имела успех при любом раскладе. То же происходит сегодня и в нашем городе. Постановочная группа из режиссера Николая Реутова, сценографа Анвара Гумарова, художника по костюмам Фагили Сельской и актеры создали свой вариант истории свахи Ханумы. В спектакле используется музыка грузинского композитора Гии Канчели. На русский язык пьесу Авксентия Цагарели перевели Владимир Константинов и Борис Рацер, которые были сценаристами одноименного советского фильма, вышедшего в 1978 году.

Катя Христозова

Театр драмы с громадным удовольствием и немалым трудом обрядился в яркие костюмы, пустился в зажигательные грузинские танцы и окунулся во взрывной народный темперамент Тифлиса (так до 1936 года называли Тбилиси). Актерам дали в руки такие роли, которые можно играть много лет подряд, разворачивая разными гранями.

Никогда еще на моей памяти артистам не приходилось столько и так танцевать: свидетели рассказывают, что за один спектакль актеры, которые заняты в ролях безымянных жителей района Авлабара (именно им и приходится больше всех двигаться), могут запросто выпить около 20 литров воды. А за кулисами после одного танца эти мужчины в кепках-блинах и одинаковых усах просто падают в изнеможении.

На сцене тем временам разворачивается история о том, как молодая сваха Кабато (Ольга Игонина) решила перейти дорогу Хануме (Эвилина Ризепова) — свахе со стажем. Ханума — знаменитость, половину города познакомила и поженила, а тот, кто еще холостым ходит, — в очереди за ее услугами. Сталкиваются два интереса, два темперамента. Ханума опытна, но Кабато азартна, у нее есть наглость новичка.

А соревнуются две свахи за право устроить свадьбу не кого-нибудь, а князя Вано Пантиашвили (Сергей Скобелев). Уж они не скупятся ни на хитрость, ни на лесть. Только все в комедии положений непросто: князь совсем разорился, оброс долгами, а раздать их решил за счет богатой невесты. Ханума сватает за него Гулико — немолодую и некрасивую, но состоятельную даму. Кабато предлагает жениху шестнадцатилетнюю дочь купца Микича Котрянца — Сону. А девушка уже влюблена в учителя Котэ — племянника Пантиашвили. Короче, вся эта свистопляска набирает обороты, мелькает оборками юбок, стучит каблуками. Где у этого клубка кончик нитки, дернув за который, можно все размотать?

Катя Христозова

Прелесть тюменской «Ханумы» не только в увлеченной и талантливой группе постановщиков, но и в сильном актерском составе. Хороши Ольга Игонина и Эвилина Ризепова, на которых во многом сосредоточено внимание публики. Кроме того, Эвилина, играющая в основном хороших девочек (исключение — ее роль в «Соло для часов с боем»), раскрылась в «Хануме» со всем своим темпераментом. Ей, пожалуй, и Кармен по плечу. Ее Ханума остроумна, прозорлива, много знает и ловко использует любые полученные сведения.

Актер Сергей Скобелев, которому досталась роль Вано Пантиашвили, заставляет зал покатываться со смеху.

Немало радости приносят эпизодические роли, в которых заняты сильные актеры. Это и заслуженная артистка России Татьяна Пестова с ее Текле, и Александр Тихонов с его Микичом Котрянцем, и Елена Махнева с бабушкой Ануш, и Константин Антипин с его приказчиком Акопом.

Словом, и танцуют, и поют, и афоризмами сыплют. А в финале, угадайте, сколько свадеб получилось?

***
фото: Дмитрий Куклев и Эвилина Ризепова;Танцы «Ханумы»;Сергей Скобелев в роли князя Вано.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта