X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Сто вопросов Андрею Степанову

Директор городского департамента образования может выйти один на один с любой аудиторией. Пригождается опыт работы учителем и директором школы. Встречи с детьми, признается Андрей Эдуардович, для него все так же интересны.

1. ИЗ ЧЕГО ВЫРАСТАЕТ ГАЗЕТА? ИЗ ОПЫТА И КУЛЬТУРЫ

Вот и на этой неделе его пригласили для подобной дискуссии. В детском театре «Премьера» решили открыть единый школьный пресс-центр и выпускать газету, в которую будут писать сами учащиеся. Первый выпуск издания выйдет, как заверили издатель Яна Дручинина-Парри и руководитель пресс-центра Наталья Фоминцева, совсем скоро. А пока будущие корреспонденты (самый младший — третьеклассник) приготовили для директора департамента вопросы. Для разминки начали с простого:

У вас в детстве был опыт работы в газете?

— О собственной газете тогда и не мечтали. У нас были стенгазеты на ватмане. Мы с другом тогда занимались в фотокружке, печатали фотографии, нам доверяли делать и подписи к ним — серьезные, смешные, сатирические. Как-то после 10-го, классом мы решили пойти в поход. У нас учился Григорий Дубонос, сейчас известный архитектор и реставратор, он великолепно рисует. В какой-то деревне, в заброшенном доме мы нашли рулон старых обоев, он углем из костра делал портретные, жанровые зарисовки «из жизни», а мы их комментировали. Та газета хранится у нас до сих пор.

Потом все это мне очень пригодилось в университете. И в семье, когда родились свои дети. Вместе с дочками мы рисовали маме, бабушкам, дедушкам к праздникам свои стенгазеты. Теперь внуки пытаются продолжить эту семейную традицию. Но с поправкой на современные технологии — тексты и рисунки набирают на компьютере.

Сейчас говорят, что молодое поколение мало читает, а в вашем детстве были книги, которые до сих пор для вас дороги?

— Культура чтения формирует человека. Следишь за судьбами литературных героев и хочется равняться на них, становиться лучше. Помню, что мой отец много читал. И меня к чтению сподвиг. Самые любимые книги перечитывал не один раз. Например, «Приключения Робинзона Крузо». Меня восхищала судьба, характер этого человека, что его не смогли сломить никакие жизненные обстоятельства. Удивляло и описание окружающей его природы, мир островов казался таким притягательным… В итоге после школы я поступил на географический факультет Тюменского университета.

Потом были другие книги и герои, связанные с Великой Отечественной войной. Оба моих деда были фронтовиками. Они рассказывали, как выживали в те времена, как голодали, как работали на разгрузке в речпорту. После их рассказов книжные герои представлялись не выдуманными, а живыми, настоящими, за судьбу которых я страшно переживал.

А книги про мушкетеров вам нравились? В вашем детстве играли в д’Артаньяна?

— Гораздо ближе мне были книги Крапивина. Его герои росли на тех же улицах, что и мы. И игры у нас были похожие. Летом мы прятались от врагов в зарослях лопухов и крапивы, бегали «партизанскими тропами», зимой строили ледяные и снежные пещеры. Игры у нас были бурными, но без жертв. Мы весь день проводили на улице, и нашим мамам было трудно загнать нас домой. То, что сейчас называется здоровым образом жизни, было для нас обычным детством.

Галя Безбородова

2. ПАТРИОТИЗМ — ЭТО ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ

Бывает так, что в ходе интервью корреспондент неожиданно меняется ролями с тем, у кого спрашивает. И из задающего вопросы становится отвечающим. Так случилось и на этой встрече. Одна из девочек спросила Андрея Степанова: как он понимает, что такое патриотизм. Но Андрей Эдуардович не стал давать готовых рецептов. А переадресовал вопрос ей. Ему тоже было интересно узнать, что она об этом думает.

— Ну, патриотизм — это вера в Родину, — ответила после небольшой паузы школьница. — Это чувство, что ты хочешь за нее постоять, а не говорить про нее гадости.

Но Андрей Эдуардович, как учитель на уроке, решил развить тему и задал ей еще один вопрос: «Патриотизм — явление массовое или очень личное?»

— Оно и мое, и наше общее, — ответила она. — Ведь если патриот один — это очень мало.

Увидев, что юному корреспонденту пока легче спрашивать, чем отвечать, Степанов продолжил:

— Мое ощущение: патриотизм — чувство, на раскрытие которого влияют обстоятельства. Пока все тихо и спокойно, его проявления могут быть не видны. Чувство дремлет, но это не значит, что его нет. И еще — патриотизм не обязательно означает ходьбу строем. Хотя есть и такие конкурсы… Патриотизм — не реклама и не громкие заявления. Это желание сделать жизнь в стране лучше. И это не означает, что ее надо только хвалить, не говоря о недостатках. Открытость — тоже проявление патриотизма.

Он всегда вырастает из «коротких штанишек», то есть его воспитание начинается в детстве. Быть патриотом — значит жить по принципу: «Не спрашивай, что Родина сделала для тебя, спроси, что ты сделал для Родины». Раньше это называлось делать добрые дела просто так, не ставя себе плюсики, не подсчитывая баллы.

3. СОБЕСЕДНИК — ЗЕРКАЛО

Потом стороны опять поменялись ролями.

Каким вы видите нас, молодое поколение?

— Искренне считаю, что вы — лучше нас. У вас больше возможностей, вы с раннего детства на «ты» с самой сложной техникой. Вы можете построить себе любую судьбу. Вы — оптимисты, более открытые миру, который не кажется вам черно-белым. Вас учат по-другому, вы можете позволить себе сомневаться. Вы — поколение с большим потенциалом.

А есть ли у вас рецепт успеха?

— Важнее личного успеха для меня доверие, которое надо оправдать. А настоящий успех — дело общее. Например, когда построили новую школу или открыли детский сад. Или, в более общем смысле, когда придут, наконец, такие времена, когда каждый сможет четко ответить на вопрос, чему его научили в школе.

***
фото: «Какие интересные вопросы!»;Вот он — самый младший.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта