X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

В одном шаге от пьедестала

Последние конкурсные испытания прошли вчера суперфиналисты «Учителя года».

Заявки подавали 36 школьных педагогов. Женщин, как обычно, было большинство. Только четверо мужчин решились составить им конкуренцию: Андрей Исаев, учитель истории школы N 26, Александр Киркачев, учитель начальных классов школы N 31, Сергей Смольянинов, учитель физкультуры школы N 92, и Максим Доценко, учитель истории гимназии N 83. В суперфинал вышел Андрей Исаев. Также в пятерке лучших оказались учитель начальных классов из школы N 25 Ольга Агеева, учитель начальных классов школы N 25, учитель начальных классов школы N 14 Ирина Аббасова, учитель русского языка и литературы Надежда Бабура (школа N 10) и Ирина Лошакевич, учитель биологии школы N 92.

Вчера суперфиналисты участвовали в мастер-классах и в защите командных проектов. Защита командных проектов — новинка этого года. Хорошо, что участники получили двухнедельную фору в виде карантина. Разрешалось подключать к творческому процессу и других участников очного этапа. Так родились три команды и три проекта: «Ключи к успешному чтению», «Инклюзивное образование» и «Выбор профессии».

Все начинается с любви

Накануне праздника всем хочется побыстрее уйти с работы домой. Вот и жюри конкурса «Учитель года» решило начать финальные испытания для пятерых суперфиналистов на час раньше — в 8 утра, чтобы успеть «отстреляться» до обеда. Для учителей это время было вполне комфортно — время начала уроков.

Ольга Агеева, учитель начальных классов школы N 25, тему своего мастер-класса не рассекречивала до последнего. Она подбрасывала аудитории загадки, как турист — ветки в костер, чтобы тот не угас. Вначале на экране появился слайд с надписью: «Дома и стены помогают». Потом членам жюри предложили из разложенных на столе геометрических фигур выбрать первую понравившуюся. Если бы в это время в актовый зал случайно зашел гость с улицы, он мог бы подумать, что попал на урок геометрии. Четверо из шести выбрали квадрат. Ольга Александровна дала этому феномену простое объяснение: каждый из нас невольно стремится к гармонии, а именно квадрат построен по принципу «золотого сечения».

— Но важен не сам выбор, а то, что внутри нас помогает сделать этот выбор, — продолжила учитель.

И предложила участникам мастер-класса найти ту внутреннюю точку, опираясь на которую человек способен перевернуть мир.

В истории есть немало примеров, когда люди, исходя только из своих убеждений, предлагали совершенно новые пути в развитии человечества. Например, Альберт Энштейн вывел формулу E=mc2, которая определила развитие физики на весь ХХ век.

— Что, как вы думаете, позволило Энштейну сделать такое открытие? — задала аудитории вопрос Ольга Александровна.

Научные знания, интеллект, безусловно, необходимы, но недостаточны, считает она. К великим открытиям приводит не только и не столько простая сумма знаний. Нужна энергия, которая должна двигать вперед. «Что может быть этой энергией?» — дала минуту на размышление педагог. Версий не родилось. Тогда она предложила свой вариант ответа, который большинству вначале показался парадоксальным:

— Все начинается с любви, — сказала Ольга Александровна. И пояснила, что имеет в виду: — Как же глубоко надо быть влюбленным в науку, чтобы увидеть, понять, постичь самую суть явлений!

Зал, ошеломленный таким переходом от физики к жизни обычных людей, затаил дыхание.

— Каждый из нас, узнавая мир, может сделать удивительные открытия, — подытожила Ольга Александровна. — Но для этого необходима любовь к познанию.

Демонстрировать искусство проблемного, исследовательского обучения продолжила другая участница суперфинала — Ирина Аббасова, учитель начальных классов школы N 14. Ирина Николаевна уже второй год подряд участвует в конкурсе «Учитель года» и проходит в финал.

В этот день и она тоже говорила о влюбленности. Правда, зашла к раскрытию этого предмета совсем с другой стороны. Со стороны Млечного пути. Хотя и ее мастер-класс не имел никакого отношения к физике. В нем шла речь о том, как научить детей не просто читать, а анализировать текст, как раскрывать художественный образ, видеть его многогранность и многоплановость.

— Скажите, где, как вам кажется, живет солнце? — задала почти детский вопрос Ирина Николаевна. — С точки зрения астрономии, конечно, в Солнечной системе. Но солнце живет и в душе каждого из нас. Ведь не зря того, кого любим, мы называем солнышком, говорим о теплом отношении друг к другу.

Мастер-классы суперфиналистов получились очень интересными. С первого взгляда даже сложно было ожидать от этих хрупких, невысокого роста конкурсанток такого глубокого философского осмысления темы, такой жесткой логики конструкций, таких неженских рассуждений. И вдвойне было удивительно то, что такие мастер-классы давали учителя начальной школы.

Немногие родители знают, что их 6-7-летних детей уже с первого класса учат правильно ставить цели и задачи, формулировать проблемы и выдвигать гипотезы. Наверное, это и есть новый формат обучения. Если бы такой уровень преподавания был в каждой школе, на родительских собраниях не пришлось бы каждый раз на пальцах объяснять, что такое новые образовательные стандарты, и доказывать, что стандарты — это не штампы. Что они предполагают не поверхностный, а глубокий и творческий подход к изучению школьной программы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта