X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Новые мерки для наших мастеров

Эхо европейских экономических санкций докатилось и до сферы бытовых услуг.

Казалось бы, какое отношение имеет к нашим сношенным каблукам, потерянным ключам или сломанным замкам курс доллара или евро? Оказывается, самое непосредственное. Многие предприниматели, стремясь оказать услуги на высоком уровне, используют импортные материалы, запчасти, комплектующие. Все это растет в цене. Поставщики уже несколько раз меняли сметы в сторону увеличения. В результате те, кто уже много лет занят в этой сфере, оказался перед выбором: менять прейскурант или искать внутренние резервы, чтобы выжить и сохранить клиентов.

ОБЪЕМ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Олег Черных начал заниматься сапожным ремеслом еще в 1995 году. Когда он пришел из армии, в стране тоже был кризис — наверное, еще похлеще, чем сейчас. Устроиться на постоянное место не получалось, и он решил подработать в Доме быта, где в мастерской по ремонту кожаных изделий трудилась его мама. На флоте его научили не пасовать перед трудностями, а если они и возникают, то рассчитывать, прежде всего, на свои силы. Так случилось, что этот временный плот стал ему опорой на долгие годы. Сейчас в мастерской Дома быта «Сибирь» Олег работает вместе с сестрой. Бизнес стал для них делом семейным.

За последние 20 лет много что изменилось в сапожном деле. В 90-х годах и мечтать нельзя было о тех материалах, которые применяют сегодня. Вместо грубой и толстой микропорки, например, сейчас для профилактики подошв используют каучук, который в несколько раз тоньше, но в то же время прочнее. Изменились и набойки. Другими стали кожаные заплатки, нитки, сапожный клей. Теперь все это — импортное. Лучшими считаются итальянские расходные материалы. Их и по фактуре, и по цвету легче подобрать практически к любой обуви. А вот авиационные материалы, которые использовались для набоек и считались хитом в начале 2000-х, теперь редкость.

— А помните, как в 80-х и 90-х мы гонялись за импортной обувью? — спрашивает Олег. — Тогда это считалось гарантией качества. Сейчас такой гарантии нет. Чаще всего к нам в ремонт несут именно импортную обувь. Бывали даже экземпляры, которые стоили по 50 тысяч рублей. А вот нашей тюменской обувной фабрики «Восход», например, еще ни разу ничего не приносили. Правда, показатель ли это качества? Может, первой просто в разы больше, чем второй.

Галя Безбородова

По словам Олега, прейскуранты на услуги мастерской они с сестрой не меняли с 2011 года. Соблазн увеличить цены, конечно, был, и не раз. Но, объясняет Олег, так можно и потерять клиентов. Надо уметь балансировать между нижней и верхней планками. Не работать себе в убыток, но и не драть три шкуры с людей. Выбор у людей есть, они быстро сравнят цены с твоими конкурентами, развернутся и уйдут. Потом уже не вернешь.

Хотя, главной рекламой в этом бизнесе остается сарафанное радио. К хорошему сапожнику люди пойдут и даже поедут чуть ли не с другого конца города, а посредственному не доверят свои туфли, даже если он сидит где-то под боком.

— Мы не можем тягаться с большими фирмами, где и мастеров больше, и оборудование лучше, -говорит Олег. — Не можем и свои проблемы с поставщиками перекладывать на плечи горожан. Решили, что будем брать качеством и объемами. Ведь главное всегда — руки мастера. Если клиенты нашу работу оценят, то переживем и этот кризис. Да, придется под новые реалии подстраиваться, но для этого не обязательно задирать цены.

С ТОЧНОСТЬЮ ДО ОДНОЙ ДЕСЯТОЙ

Амиран Апакидзе в бытовой сфере тоже не новичок. В Дом быта «Сибирь» он пришел в 1998 году. Тоже случайно — жизнь заставила. Окончил лесотехнический техникум, но устроиться по специальности так и не смог. Бухгалтеров на рынке труда был перебор. Год сидел без работы. И однажды услышал, что в Дом быта «Сибирь» требуются мастера по изготовлению ключей.

Галя Безбородова

Квалификации такой у него не было, но его взяли учеником. С тех пор Амиран уверен: чему бы то ни было нельзя научиться быстро и без потерь. Были у него периоды и когда руки опускались, и когда уходить собирался, и когда не зарабатывал практически ничего — даже на автобус денег не хватало. Но как-то хватило сил выстоять. А теперь его мастерскую хорошо знают и в городе, и даже, он может так утверждать, за пределами области. Трижды мастерская становилась участником городского конкурса «Тюменская марка», а в прошлом году даже получила диплом третьей степени.

В мастерской Амирана тоже пока стараются держать цены на прежнем уровне. В загашниках еще остались прошлогодние запасы. Хотя ужаться мастерской тоже пришлось. С нового года они отменили все скидки для постоянных клиентов. Остались только некоторые льготы.

Экономический прессинг, считает Апакидзе, выдержат не все. По его оценке, уйдут до 20 процентов предпринимателей. Неизбежны и потери клиентов. Но своих мастеров не забывают. К ним все равно возвращаются.

***
фото: Олег Черных;Сестра Олега Анастасия Обыскалова;Амиран Апакидзе.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта