X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Окно, распахнутое в Париж

Картины одного из самых мощных тюменских живописцев, заслуженного художника России Александра Павлова мне в 2014 году удалось увидеть трижды.

Среди многочисленных экспонатов выставки к 70-летию тюменского Союза художников в музее ИЗО был его «Матренин двор». Во время Рождественского фестиваля Дениса Мацуева в холле филармонии в рамках творческого проекта «Двух муз связующая нить» все три дня работала персональная выставка Павлова. Без этой экспозиции фестивали Мацуева в нашем городе уже давно не проходят. И, наконец, в самой мастерской художника — тоже выставка.

Было и четвертое важное событие в жизни художника, к которому он готовился долго и тщательно, — в декабре состоялась поездка в Париж: в Российском центре науки и культуры десять дней длилась выставка «Под вечным небом России».

Российский центр культуры — это знаковое место для парижан, место встреч творческих людей и реализации творческих проектов. Здесь любят бывать знаменитости, выставляться художники. Например, в конце октября в центре провел мастер-класс Зураб Церетели… Александр Павлов представил парижской публике почти три десятка полотен.

… Когда Павлов приезжает из Санкт-Петербурга, возвращается из Мадрида, Лиссабона, Будапешта, Праги, Рима, мы встречаемся в его мастерской и часами разговариваем. В эти часы я, кажется, жалею только об одном: не могу поехать вслед за живописцем за границу, чтобы увидеть, как его полотна играют в воздухе других стран. И не вижу людей, которые не говорят по-русски и, как правило, даже не знают слова «Тюмень», но пришли увидеть наши цветы, наши снега, леса и наше небо — все то, что пишет Павлов, все, что он любит, и что их восхищает.

МЕСТО, ГДЕ ГОВОРЯТ О КРАСОТЕ

… Мне посчастливилось побывать в мастерских некоторых художников: одни живописцы в них действительно живут, другие приходят каждый день. Мастерская Александра Павлова представлялась мне, скорее, территорией для встреч и местом, где Александр Николаевич готовит к поездкам свои картины (кропотливый процесс, требующий много времени, подбора материала для рам и упаковки). Все журналисты, что работают с Павловым, знают: он надолго уезжает в деревню, пишет с натуры. За рубежом его нередко спрашивают о том, как он «это делает». И Павлов неизменно отвечает, что в его арсенале кисточка, много терпения и ноги, ноги — он много ходит в поисках нужного сюжета. (О таланте и незаурядной работоспособности не говорит об этом люди и сами додумаются, глядя на его работы).

Но в этот раз первое, на что обращаешь внимание, — мастерская обновлена. Вместо крохотного свободного от привезенных с очередной выставки картин пятачка, куда едва помещался мольберт с холстом, теперь много свободного места. А значит, удобно работать.

— Конечно, я многое пишу с натуры, но дописываю, дорабатываю именно здесь, в мастерской, — говорит Александр Николаевич.

Сейчас здесь свежие пол и потолок, шестиметровые антресоли для хранения картин, дизайнерские штучки в районе «кухоньки» и диванной зоны. А значит, можно организовать и маленькую выставку, что Александр Николаевич тут же и сделал. Закономерно, что после этого в мастерскую потекли люди: коллеги по художественному цеху, друзья. Нередко, встречая кого-то из знакомых, Павлов слышит: «Нам сказали, что у вас в мастерской картины висят. Можно посмотреть?» Такие смотрины часто превращаются едва ли не в творческие вечера за чашкой чая, которым живописец неизменно потчует гостей.

Есть такое церковное понятие намоленности места, которое ощущают люди в старинных храмах, где из века в век проходят службы. Павлов пишет без малого 40 лет, в этой мастерской — давно. Ничего удивительного в том, что здесь особая атмосфера, и в этом помещении с высокими потолками хочется говорить только о красоте и искусстве. И мы говорим.

СВОЕ — ОНО И ВО ФРАНЦИИ СВОЕ

Париж — это и есть, кроме прочего, красота. Париж, который, кажется, всю жизнь присутствовал в жизни Александра Павлова, продолжающего традиции светской живописи, которая, как известно, зародилась в Италии и Франции.

— Когда мы въехали в Париж, мне показалось, будто я в Санкт-Петербурге, — усмехается Александр Николаевич. — Но вот я вышел из машины, оглянулся и увидел ее — Эйфелеву башню. Ее в прошлом называли чудовищем, испортившим исторический центр города. Но она очень красивая, вся ажурная, как застывшие в воздухе гигантские вологодские кружева. И каждый вечер они сверкают огнями, как новогодняя елка.

Подготовка к экспозиции была прозаичной, трудоемкой и ответственной. Художник заранее должен знать, как выглядит зал, какой высоты потолок, где расположены окна, откуда идет свет. Он должен решить, какого формата картины везти и сколько их требуется. Благо, что опыта Павлову не занимать: до этого Александр Николаевич успел потрудиться над своими выставками в шести крупнейших европейских странах. Это при том, что у Александра Николаевича нет времени заниматься пиаром — ему писать надо. Подозреваю, что он вряд ли всерьез задумывался о том, как вообще браться за саморекламу — не такой человек. Но, к счастью, свою добрую миссию здесь выполняют Интернет и сами зрители, что приходят на выставки тюменского художника.

Катя Христозова

— Они фотографируют картины на вернисажах и выставляют фото в Интернет. И сами фотографируются на фоне картин, что меня немало удивляет. В Сети с работами знакомятся новые люди и приглашают в свои проекты, — рассказывает Павлов.

Переговоры по поводу организации выставки «Под вечным небом России» длились около года. Это были большие сборы и путешествие почти всеми видами транспорта: от Тюмени до Москвы Павлов добирался поездом, до Парижа — самолетом. С собой немного вещей и главный груз, о котором художник, конечно, беспокоился больше всего — внушительные коробки с 26 картинами.

— Это большая ответственность, я везу отборные свои работы. Некоторые из них находятся в частных коллекциях, люди их купили, но разрешают брать на выставки, -говорит Павлов. — Я полностью отвечаю за их сохранность.

Но вот беспокойство переезда позади, а впереди Париж, знаменитый Монмартр, величественный мост Александра III, Елисейские Поля, Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду и, конечно, Лувр.

Вообще, Павлов практикует схему «себя показать — на других посмотреть». Он непременно посещает все музеи, в которые успевает. Здесь важно не только увидеть великие подлинники великих авторов, которые художник видел до этого в репродукциях (хотя и об этом Александр Николаевич может говорить часами, это богатейшие впечатления). Но важно после этого прийти на свою выставку и увидеть ее чуть иным взглядом, оценить иначе, проверить самого себя на прочность: не потеряешься ли на фоне бессмертного искусства?

Павлов не теряется. Но дело тут не в самоуверенности.

— За границей искусствоведы говорят, что у моей живописи есть свое лицо, а у меня — свой почерк, -говорит художник. — Для меня это очень важно. Не буду говорить, что именно у меня свое. Во-первых, из суеверного страха. Во-вторых, люди это и так видят, признают и ценят. Свое у меня есть, надо дальше работать, думать, совершенствоваться, оттачивать.

О своем Павлову сказали и в Париже. 1 декабря, в день открытия выставки, нашего художника публике представил директор Российского центра науки и культуры Игорь Шпынов. Гостей было много — французы, русские эмигранты, галеристы, искусствоведы, художники. Выставку посетил известный политический деятель Франции, большой друг России Филипп де Вилье. Состоялся интересный разговор художника и политика об искусстве и России.

— Я всегда говорю со всеми зрителями, как с друзьями — в любой стране, — рассказывает Александр Николаевич. — Ведь они пришли ко мне, уделили время, проявили доверие и интерес.

В этот раз Павлов покорил гостей не только живописью, но и своим знанием культуры Франции, ее художников, поэтов, философов, писателей. Любимый французский художник Александра Николаевича — Эжен Делакруа.

… Я же говорю: Франция всегда незримо присутствовала в жизни Павлова. Теперь Париж и русский художник посмотрели друг на друга.

Это была и результативная встреча — Александр Николаевич получил предложения галеристов, приглашение на международный пленер в места, где писал импрессионист Клод Моне, диплом за укрепление российско-французских культурных отношений.

***
фото: Александр Павлов демонстрирует диптих «Матренин двор»;В мастерской художника.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта