X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Наш дорогой автобусный билет

С 1 января стоимость проезда в общественном транспорте подорожает до 25 рублей. Эта новость мало кого обрадует. По крайней мере, среди пассажиров. Возможно, кого-то даже возмутит. Как так? Что за несправедливость? Только несправедливость ли?

В чем измеряется комфорт?

Конечно, 25 рублей — не тот заветный пятачок, который мы передавали через весь салон, чтобы нам оторвали билетик. Шли годы, а стоимость проезда не менялась. Честно сказать, по моему детскому тогда убеждению, именно столько — ни больше, ни меньше — и должен стоить проезд. Такая цена мне тогда казалась справедливой.

За рамками этой справедливости оставались переполненные автобусы, долгое ожидание на остановках, непредсказуемость прибытия автобуса или троллейбуса — все это тоже казалось незыблемым и объяснимым. О том, что бывает по-другому, мы тогда не знали. Разве мог кто-нибудь предположить, что в общественном транспорте будет такая чистота, как сейчас, сиденья — покрыты велюровой тканью, что приятный голос станет объявлять остановки? Что интервал движения автобусов может быть не 4050, а всего 1-2 минуты? Да и самих маршрутов — не десяток, а несколько десятков…

Кто-то, может быть, хотел променять весь этот комфорт (пусть и не идеальный) на старый дребезжащий, с черными выхлопами дыма «икарус». Но по пять копеек. И сегодня. Жаль, что нельзя на городские маршруты пустить «социальные автобусы» по советской стоимости проезда. Стоишь себе на остановке, мерзнешь, но ждешь его, родимого. Пусть мимо проезжают комфортабельные, низкопольные «мазы», но по 25 рублей. Будем гордыми. А еще лучше, как раньше говорили: «Назло кондуктору, возьмем билет и пойдем пешком».

— Вот так у нас все и делается: «Все для народа, все для людей. А цены растут!» — слышала я недавно и такой комментарий.

Правда, и ответ на это у собеседника был примерно такой: «Так и езжайте жить на Кубу или в Северную Корею — там все для людей. И даже бесплатно. Но и живут там бедно. Вы тоже так хотите?»

Галя Безбородова

Экономика рулит

В этом споре вряд ли можно найти истину. Платить больше, чем раньше, никому не хочется. Но стоит прислушаться или присмотреться и к тем экономическим выкладкам, которые приводят перевозчики, обосновывая составляющие тарифа на перевозку пассажиров.

Чтобы посчитать, каков должен быть тариф на проезд в пассажирском транспорте, надо, для начала, вычислить затраты пассажирских предприятий на дизельное топливо и бензин, техническое обслуживание подвижного состава, страхование пассажиров, ГЛОНАСС, заработную плату водителей и кондукторов.

По расчетам ПАТП, затраты на ГСМ за год выросли на 15,7 процента. На дизельное топливо — на 7 процентов, на бензин АИ-80 — на 11,2 процента. Техобслуживание выросло на 13,1 (только приобретение новых шин обходится на 3,7 процента дороже). Обязательная страховка пассажиров подскочила на 21 процент. Оснащение автобусов системой ГЛОНАСС, без которой диспетчеры не узнают, где какая машина находится, соблюдает ли она график и маршрут, — на 10,9 процента. Зарплату водителей и кондукторов подняли на 12 процентов.

Итого, расчетный тариф с рентабельностью в прошлом году составлял 23 рубля 54 копейки, а в этом — 25 рублей 54 копейки. Ни тогда, ни сейчас с нас столько не брали. Но экономика — дама серьезная и жестокая. Благотворительностью заниматься не любит. Дважды два у нее все равно четыре, даже если хочется, чтобы было три.

— Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта, рассмотрев обращения перевозчиков, сделанные расчеты, учитывая индексы отраслевой инфляции, вывел, что экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров сейчас составляет 25,54 рубля, — говорит Максим Афанасьев, заместитель главы администрации города. — Перевозчики просили поднять тариф до 28 рублей, но в муниципальном нормативном акте мы закрепили максимальный предельный размер тарифа — 25 рублей.

Какая нам от этого польза?

Eсли за две поездки кошелек опустеет на 50 рублей, кажется, что пользы не может быть никакой. Одно раздражение и вред. Но тариф увеличивают не только для того, чтобы покрыть текущие расходы, но и чтобы спланировать улучшение на перспективу. Так дачник, который высаживает семена в землю, рассчитывает, что его вложения и затраты сил окупятся, а результаты порадуют его.

Чему же сможем порадоваться мы? В 2017 году перевозчики станут заключать с администрацией города новые контракты на оказание услуг по перевозке пассажиров в общественном транспорте. В этих контрактах будут и новые требования. Например, возраст автобусов, которые допускаются к работе на маршруте, не должен превышать пяти лет. У кого нет таких машин — придется их докупить. Хотя, по словам Максима Афанасьева, уже сейчас средний возраст тюменских автобусов составляет пять лет. И по этому показателю Тюмень — в лидерах среди других регионов. Портят картину лишь некоторые частные перевозчики, которые еще выпускают на линию «старичков» по 10 лет и старше (с даты производства).

Кроме того, обязательным требованием станет наличие в автобусе кондиционера и климатической установки, которая отрегулирует температуру в салоне в зависимости от температуры на улице. Чтобы не было ни жарко, ни холодно.

Учтут в новой конкурсной документации и пожелания представителей тюменского общества слепых, чтобы речевой информатор, объявляющий остановки, работал не только внутри, но и транслировал звук снаружи. Правда, плохо понятно — не случится ли от этого какофонии, если на остановку придут сразу несколько таких автобусов.

При этом все автобусы большой вместимости с 2018 года должны стать низкопольными. И для безопасности оснащенными системой видеонаблюдения. Записи с камер, установленных в салонах, планируется хранить не менее 30 дней. Это поможет решать многие спорные вопросы при рассмотрении административных дел. А уж карманным ворам и вовсе такое нововведение не понравится.

Видеокамеры будут снимать и водителя. Такой постоянный контроль на рабочем месте не очень приятен, зато пассажирам — сплошная польза. Ни курить за рулем, ни разговаривать по телефону водители под таким бдительным оком не рискнут. Камера позволит отследить, какие конкретно ошибки сделал водитель в случае какого-нибудь ЧП с посадкой или высадкой пассажиров или при ДТП.

Так, может, весь этот сервис все-таки стоит 25 рублей?

***
фото: О сегодняшнем комфорте автобусов 15 лет назад мы и не могли мечтать ;Максим Афанасьев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта