X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Африканские ритмы по-сибирски

Не исключено, что барабан был первым музыкальным инструментом на свете: чтобы его изобрести, древнему человеку всего-то надо было взять палку и постучать ею по камню. Впрочем, палки и камни — это вторично. Ведь главный барабан всегда с нами — он стучит в нашей груди, отбивая ритм самой жизни!

Наверное, именно поэтому нас так завораживает грохот барабанов: в нем слышится шум охоты, погони за зверем не ради веселья — ради пропитания; гортанное отрывистое пение шамана; топот босых пяток людей, пляшущих вокруг костра, вскидывающих руки, трясущих костяными погремушками. Настойчивая и ритмичная песня барабанов — это путевка в древнейшее прошлое человечества, в те дикие времена, которые все еще живут в нас, пусть и очень глубоко.

Недаром же практически у любого народа на Земле обязательно есть хоть одна разновидность барабанов!

Кстати, познакомиться с самыми разными видами ударных и перкуссионных инструментов жители нашего города смогли в минувшее воскресенье в школе йоги «Мудра», где проходил «большой барабанный замес» — так вечеринку определили организаторы, команда «Людям в радость».

По чему стучат тюменцы

Главным виновником торжества стала тюменская студия этнических барабанов «Полиритмия». В честь круглой даты со дня основания студии ученики показали, на что способны, переборов робость и выступив перед десятками зрителей. Оказалось, что самый популярный этнобарабан в нашем городе — джембе; традиционный для народов Западной Африки, он имеет вид деревянного кубка, низ которого открыт, верх же затянут мембраной из кожи, чаще всего козьей.

Впрочем, тут тюменцы не отличаются от большинства западных жителей — с тех пор как джембе стал известен за пределами своей родины, он очень быстро обрел множество почитателей и, конечно, нашлась масса желающих научиться на нем играть. Кстати, делается это без помощи палочек, щеточек или чего бы то ни было подобного. В ход идут лишь пальцы и ладони музыканта.

Среди учеников студии «Полиритмия» есть и девушки, и юноши, и даже совсем взрослые люди, готовые стучать в джембе днями напролет!

Другой популярный у сибиряков инструмент — дарбука; это небольшой барабан, широко распространенный еще с древнейших времен на Ближнем Востоке от Eгипта до Закавказья. Он делается из. глины или металла и имеет два отверстия — маленькое нижнее не закрыто ничем, на большое верхнее натягивается мембрана из козьей кожи.

Но если джембе и дарбука внешне сразу определяются как барабаны, то третий по распространенности в Тюмени ударный инструмент больше всего похож на. коробку. Он называется кахон и пришел к нам из Перу. Музыкант сидит на нем сверху и постукивает ладонями или щетками по передней стенке, на которой расположено звуковое отверстие. Как и многие инструменты позднего времени (кахон появился в начале XIX века), этот барабан был создан, по сути, из подручных средств. Eсли верить легенде, африканские рабы, которым испанские колониальные власти запретили стучать в их национальные барабаны, отбивали свои жаркие ритмы на ящиках для перевозки фруктов. Ирония в том, что в современном мире, под влиянием знаменитого испанского гитариста Пако де Лусии, кахон стал постоянно использоваться музыкантами, играющими фламенко.

Галя Безбородова

Ходите в Африку гулять

Поздравить студию «Полиритмия» захотели и местные коллективы, и друзья из других городов. Например, коллектив «SHEKER», в творчестве которого традиционные музыка и песни Африки гармонично сочетаются с русскими народными мотивами. Надо сказать, что это выглядит достаточно необычно: пышная и белокожая славянского вида девушка в яркой одежде Черного континента, с головой, замотанной цветастым шарфом в стиле мамы Чоли, поет под ритмичный стук этнобарабанов о том, как «через садик, через вишенье перепелка летела, ой, лели-лели.» Да еще и голосом играет, совмещая традиционные для русских народных песен переливы с характерной для африканских певиц скороговоркой. В общем — полный полет фантазии! Настоящая Африка в заснеженной Сибири!

Преподаватели школы ритма «По барабану!» сыграли музыку Карибского бассейна и Латинской Америки: высокие узкие одноглавые кубинские барабаны конга задавали основной ритм, а всевозможные перкуссионные звенелки, шумелки, свистелки и щелкалки обеспечивали действу атмосферу не то шумного латиноамериканского карнавала, не то кабацкой драки карибских пиратов. В общем, невероятно весело!

Один из организаторов коллектива «Людям в радость» Михаил Чащин представил слушателям свое видение того, как именно музицировали древние люди, едва выбравшиеся из пещер — конечно, при помощи бубнов, барабанов и трещоток. А Павел Яркин, известный по сотрудничеству с группой «Гилеад», отправил зал в путешествие на летающей тарелке — звуки, извлекаемые им из хэндпана, точно были космическими.

Галя Безбородова

И, конечно, при такой музыке никак не обойтись без танцев! Причем самых разных: преподавательница школы испанского танца «Grande» Алия Бухтоярова исполнила зажигательный и чувственный фламенко, преподавательница школы «IDance» Ольга Иванова подбитыми каблуками туфель отстукивала ритмы Зеленого острова не менее четко, чем музыкант, подыгрывавший ей на боуране — ирландском бубне. На драбуках выстукивали мелодию для преподавательницы школы «Al Amrita» Вероники Бычковой, демонстрировавшей пленительный танец живота. А руководительница студии «Ginger Tribe» Анастасия Соколова и ее воспитанницы втянули всех присутствовавших в современную танцевальную импровизацию. Благо, гости были без обуви — кто в носках, кто и вовсе босиком; покрытие в зале для йоги позволяло.

Eсли судить по тому, о чем переговаривались после концерта люди, стремившиеся купить пирожок или стакан морса, вечер определенно удался. И зарядил всех участников энергией, которой зимой так не хватает.

***
фото: Испанский танец ;В ритме барабанов ;Ладоней никто не бережет.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта