X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Музыка Прокофьева во всем разнообразии

Филармонический оркестр готовит горожанам подарок — четыре концерта, посвященные великим русским композиторам.

Сначала музыканты исполнят сочинения Сергея Прокофьева, со дня рождения которого исполнилось 125 лет. Концерт состоится в филармонии 20 ноября.

В феврале оркестр представит творчество композитора Арама Хачатуряна. Третий концерт будет посвящен сочинениям Дмитрия Шостаковича. В мае в филармонии прозвучит музыка Сергея Рахманинова.

О ближайшем концерте рассказывает дирижер филармонического оркестра Eвгений Шестаков.

В одной плеяде гениев

— Публика в России по разным причинам плохо знает творчество Прокофьева. Eго очень трудно играть: это касается и фортепьянной музыки, и скрипичной, и оркестровой, и балетной, и оперной. Все сочинения требуют колоссального профессионализма, интеллектуального и драматургического осмысления.

Но в этом году дирижер Валерий Гергиев оказался тем, кто заставил всю Россию вспомнить Сергея Сергеевича. Я предполагаю, что мой знаменитый коллега убедил правительство в том, что этот год должен быть годом Прокофьева.

Вдруг слушатели открыли для себя мир неизвестной и по-своему гениальной музыки. Композитор работал в самых разных жанрах и сюжетах: это и знаменитые балеты «Золушка», «Каменный цветок». Это потрясающие оперы «Повесть о настоящем человеке», «Война и мир», «Игрок».

Мы решили показать все разнообразие его музыки. Я уверен, те, кто придет на концерт, будут в шоке от того, что не знали такого композитора.

Eго музыка не менее гениальна, чем музыка Бетховена, Моцарта или Вагнера. Сергей Сергеевич стоит в одном ряду с ними.

Не провалиться после Мацуева

— Мы постарались сделать так, чтобы на концерте прозвучали симфоническое сочинение, инструментальный концерт, кантатноораториальный жанр и балетная музыка. Оперу мы не можем представить, потому что хорошие вокалисты очень дорого стоят.

В воскресенье у нас прозвучит первая симфония, которой Прокофьев дал подзаголовок «Классическая». Она вся в стиле и духе Гайдна! Вот такие мосты между музыкой барокко и 1917 годом. Это словно дуновение ветерка, которое почти невозможно исполнить, но мы стараемся выучить партитуру.

А потом мы исполним первый концерт для фортепиано с оркестром. Солирует блестящий пианист Фредерик Кемпф. Он лауреат конкурса Чайковского, на котором в последнем туре уступил Денису Мацуеву. Российский пианист всегда отзывается о нем восторженно, считает его музыкантом мирового масштаба. И счастлив, что именно он победил его в открытой борьбе. Привезти Фредерика в наш город — большой праздник. Недавно у нас был концерт Дениса Мацуева, и нужно было привезти такого солиста, который бы не «провалился» на фоне маэстро.

Поэтому первый концерт Прокофьева исполнит Фредерик. Это сочинение молодежное, зажигательное, где-то революционное, где-то певуче-лирическое, а иногда гротескное. Там столько разной музыки, что я уверен: все в зале будут улыбаться. Кроме того, эта музыка в Тюмени еще не звучала.

Великий балет

— Самое глобальное сочинение, которое мы выбрали — балет «Ромео и Джульетта». Музыку знают абсолютно все, она звучит в том или ином виде даже со смартфонов. Знаменитый танец рыцарей или тема «Монтекки и Капулетти» знакомы всем. И образы, которые создал Сергей Прокофьев, вошли в мировое искусство как одни из самых психологичных характеристик героев Шекспира. Балет Сергея Сергеевича считается вершиной музыкальной драматургии по произведениям Шекспира.

Балет, конечно, очень большой, длится около трех часов. И показать его в нашем двадцатиминутном исполнении — практически невозможно.

Поэтому мы выбрали пьесы, которые характеризуют главных героев балета в переломный момент сюжетной линии. Прозвучит замечательная пьеса, которая характеризует 13-летнюю Джульетту. Затем сыграем трагическую музыку, она называется «Ромео и Джульетта перед разлукой» и музыкальными средствами показывает надвигающуюся трагедию. Затем прозвучит пьеса, которую сыграет не каждый скрипач в России и Eвропе: «Смерть Тибальда». Предельно виртуозная и колоритная: в ней есть страсть, игра, нагромождение всевозможных ритмов! Всего — пять пьес.

Последний номер нашей программы — одно из самых значительных сочинений Сергея Сергеевича. Известно, что он писал много гениальной киномузыки. Например, кантата «Александр Невский». Она тоже исполнится у нас впервые. Основная часть — это ледовое побоище, в котором музыкальные темы рыцарей сплетаются воедино. Тяжелая и драматическая картина, которая, кстати, воспринимается как очень современная музыка.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта