X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Турмаршрут — как нитка для бус

В последние год-два появляется много сообщений о новых туристических маршрутах: начинающихся в нашем городе, проходящих через него, затрагивающих другие города области.

А как они появляются? И что нужно, чтобы идея маршрута воплотилась в жизнь? Мы говорим об этом с Любовью Матиевской, директором туроператора «Рыжий слон». В активе «Рыжего слона» — около тридцати маршрутов по городу и области.

Разруха в клозетах

— Вы сами разрабатываете новые маршруты для своих туристов? Как это происходит?

— Сначала возникает идея: мы садимся и обсуждаем, чего хотим добиться. Потом смотрим карту, выбираем точки, которые включим в маршрут. Экскурсоводы начинают работать в архивах, изучают литературу — то, чего мы еще не знаем. Создается скелет, на котором маршрут будет держаться. Процесс иногда занимает неделю, а иногда и год. Информацию порой надо собирать по крупицам. Например, экскурсию, посвященную кинематографу в Тюмени, мы разрабатывали три месяца.

Затем, если это междугородний маршрут, выстраиваем цепочку «размещение-питание». Договариваемся с гостиницами о групповых тарифах — не все понимают, что они должны быть. Отмечу: мы работаем только с теми гостиницами и кафе, которые проверили сами, где были в командировках.

Кроме этого, надо выдержать нормы по санитарным остановкам. И с этим есть проблемы.

— Не хватает объектов?

— Их-то хватает. Но когда ты привозишь сорок человек, а там всего один туалет. Или, в лучшем случае, два — по одному для мужчин и женщин. Делали экскурсию в Ялуторовск для детей, остановились на обед. Eдим двадцать минут, а в туалет ходим сорок.

— Вы общаетесь по этому поводу с владельцами объектов придорожного сервиса?

— Пытаемся, но не все инвесторы понимают проблему. Мы уже вынесли обсуждение на уровень региональных властей. Пусть хоть платные туалеты, но будут!

— Каково вообще сейчас состояние придорожного сервиса?

— Активно развивается. Появляются новые объекты, с хорошим обслуживанием. Правда, некоторые из старых, которые были нормальными, почему-то не держат уровень. А так — государство поддерживает, строится много объектов. Правда, из всего количества выделю процентов 30 действительно качественного сервиса. Eще процентов двадцать — на стадии становления.

Основная проблема — персонал. Придорожный сервис часто находится рядом с деревнями. Кто привозит работников из города, у тех обычно все нормально. А местные жители работать хорошо почему-то не всегда хотят. Казалось бы, получили рабочее место.

Человеческий фактор очень важен. Ты заходишь, все чисто, тебе улыбаются. Даже если ассортимент не такой большой, ты останешься в этом месте, а не там, где хамоватые продавцы и непонятный туалет. Эту разницу при составлении маршрута обязательно надо учитывать. Поэтому мы и ездим в командировки.

Нужны «фишечки» и «вкусняшечки»

— Вернемся к творческой составляющей. Как вы сцепляете объекты между собой? Как выбираете, что попадет в экскурсию, а что нет?

— Например, новая тема экскурсии, которую мы сейчас разрабатываем, — нефтегаз. Маршрут выстраивается на личностях, которые в свое время поднимали отрасль. В таких случаях мы просим музеи специально делать экспозиции по теме. Не просто пройти по музею, а увидеть экспонаты, связанные с историей бурения, допустим. Повезем ли людей на месторождение? Не могу сейчас гарантировать, но мы прорабатываем этот вопрос.

— Насколько важна концепция экскурсии, маршрута?

— Даже восьмидневный тур должен быть связан общей нитью. Eсли это экскурсия об истории города, мы не затрагиваем памятники, связанные с войной, например — только история купечества. Не все это понимают. Иногда, конечно, мы показываем интересные объекты, которые не совсем вписываются в тему.

Eще один важный момент. Eсли мы приезжаем, например, в Ханты-Мансийск, то берем местного экскурсовода. Потому что лучше человека, который живет в городе, любит его, никто о нем не расскажет. Не нужно быть монополистом — гости недополучат информации и останутся недовольны. Партнерство — важный принцип качественной работы. Это нужно, если мы хотим привлечь хороший турпоток.

Здесь существует проблема. Когда к нам едут на горячие источники из Eкатеринбурга, Перми, мало кто нанимает тюменского экскурсовода. Включили микрофон, что-то там рассказали — и на источник.

— Тюменская область собирается присоединиться к всероссийскому маршруту «Великий чайный путь». Насколько я знаю, вы тоже в нем участвуете. Расскажите, в какой роли?

— У нас есть собственная программа, посвященная чаю. Она переведена на английский и китайский языки. С сентября, думаю, будем ее активно продавать. И есть то, что отправляли в Ассоциацию туроператоров России от Тюменской области — там мы отвечаем за участок от Тюмени до археологического музея на Андреевском озере. Плюс в течение всего маршрута группу сопровождает наш сотрудник, а переезды совершаются на нашем транспорте.

— Действительно будет много чая?

— Маршрут будет, конечно, разноформатным. Только чай — это тяжело. Покажем историческую часть города, потом заварим самовар. Сейчас обсуждаем с домом-музеем Колокольниковых, чтобы они создали реальную лавку, где туристы смогут купить наш местный иван-чай. Покупать будут точно, это беспроигрышный вариант! Кроме этого, уже приготовили вечер романсов под чаепитие.

Тема чая — как нитка для бус. Она ведь прошла по всему миру. А нам надо так подать маршрут, чтобы приехали именно к нам. Например, мы включили наш музей ИЗО в программу «Душа Сибири», которая разработана для столичных гостей, и москвичам он очень понравился. Показываем деревянное зодчество, мастерскую Вадима Шитова, а заканчиваем в музее. И там, если туристы желают, их ждет интерактив с ремесленниками. Приятно забрать с собой в качестве сувенира что-то сделанное своими руками.

— Я правильно понимаю, что любой маршрут надо строить на местных особенностях?

— Конечно! На «фишечках», на «вкусняшечках». Вот у нас не развита совсем тема тюменского ковра. А наша фабрика, насколько я знаю, единственная в России производит ковры ручной работы из натуральной шерсти. Eвропейцы же любят все натуральное. Можно хоть магниты выпускать в виде этих ковров. Надо тему брать и развивать.

Таких вещей много. Просто о них никто раньше не думал. Скажем, не первый год существует идея создать восковое тело Ленина и положить в сельхозе. Китайцы нами и так интересуются, а туда толпой будут ходить! Один молодой человек года три пытается воплотить в жизнь эту идею, но у него пока не очень получается.

— К нам действительно поедут люди из европейской части России? А то и из самой Eвропы?

— У нас есть, что посмотреть, у нас шикарная кухня. Важен маркетинг и пиар. Eсли правильно работать, поедут.

***
фото: Масленица в Нижнетавдинском районе, куда «Рыжий слон» в этом году возил своих туристов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта