X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

… И 14 тонн парного молока

За 57 лет учебно-опытное хозяйство Государственного аграрного университета Северного Зауралья — а когда-то сельхозакадемии — взрастило тысячи коров и, может быть, чуть меньше зоотехников. Некоторые из них остались здесь работать.

… — Ой, я раньше — до учебы — и корову-то вблизи не видела, была совершенно городской девчонкой, — улыбается зоотехник-селекционер Татьяна Смирнова.

Сейчас, наверное, ей и самой сложно это представить: каждого рогатого обитателя фермы Татьяна Николаевна знает по имени, точнее — по кличке, потому что сама их и придумывает.

Все местные

Особая гордость работников учхоза — это то, что здесь нет ни одной привозной коровы. Все — свои, появившиеся на свет в местном родильном отделении. Буквально при нас туда погнали Катунь, которой до отела осталось дней десять. А она все норовила вернуться обратно в общий коровник к своему стойлу, где все так привычно.

— Боится, — предполагаю я, наблюдая, как Катунь, несмотря на потяжелевший живот, трусцой убегает от практиканток. Они пытаются отогнать ее к месту назначения.

— Вредничает, — говорит Татьяна Смирнова. — Eсли бы сейчас ее прихватило телиться, то она точно так же побежала бы к родильному отделению. Знает уже, где оно находится.

Но неожиданных отелов в хозяйстве не случается: коров осеменяют искусственно, и поэтому специалисты могут с точностью практически до дня предсказать дату, когда следует ждать теленка. По словам Татьяны Николаевны, это не единственное преимущество искусственного осеменения. Такой способ избавляет предприятие от хлопот по содержанию быков-производителей. Эти ребята очень норовистые и довольно опасные — в вузовском животноводческом комплексе их выращивают исключительно на продажу в другие хозяйства.

В ангаре, где сейчас квартирует несколько быков, Татьяна Смирнова просит нас вести себя потише — никогда не знаешь, что станет раздражителем для животного весом в пять центнеров. Впрочем, тяжеловесы Клубок и Факел восприняли наше появление весьма флегматично. К счастью.

Детский сад

Как я поняла, Клубку и Факелу не стать папами местных телят. Наверное, они и не подозревают, что их соперники — это… сосуды с хранящимся в них генетическим материалом для искусственного осеменения. Заместитель директора института биотехнологии и ветеринарной медицины Альфия Хамидуллина показала нам лабораторию, где, можно сказать, начинается зарождение теленка. Трудоемким процессом подготовки генетического материала (его поставляет учхозу предприятие «Тюменьгосплем») и процедурами искусственного осеменения руководит оператор по воспроизводству Иван Зуев. Несколько лет назад он получил на конкурсе профессионального мастерства звание абсолютного чемпиона России.

— Но не любит это афишировать — очень скромный, — объясняет Альфия Шафигулловна отсутствие в лаборатории ее руководителя, который смутился при виде фотокамеры и поторопился уйти в коровник.

Так что нам осталось осмотреть пустое стерильно чистое и недавно отремонтированное помещение лаборатории и тоже возвратиться к коровам — в так называемый детский сад при родильном отделении, где некоторое время после появления на свет живут телята. Неловкие малыши с горячими влажными носами и длинными шершавыми языками. — Это у них еще срабатывает сосательный рефлекс, — комментирует Татьяна Смирнова поведение пятнистого детсадовца, который пытается прихватить губами мою руку.

От коров их здесь отлучают рано — кормят родным молоком, но из бутылочек. А состоявшиеся мамы, которые после отела вступают в самую продуктивную фазу лактации, возвращаются к производственному процессу. Eсть в хозяйстве рекордсменки, которые за время лактации — это порядка 305 дней — дают до 12-13 тысяч кг молока. Для сравнения: продуктивность в целом по учебно-опытному хозяйству составляет 8000 кг молока.

Корова пахнет молоком

Сейчас на учхозе — сезон студенческой практики. Будущие зоотехники из-за парт переместились прямиком в коровник. Eсть среди студентов те, кто раньше — как когда-то Татьяна Смирнова — не видел вблизи коров. Не говоря уже о том, чтобы доить их…

Например, первокурсница Даша Дерябина, которая ловко подцепляет стаканчики доильного аппарата к вымени коровы.

— Раньше представления не имела, как это делается, а сейчас и вручную могу, — говорит она.

Даша и ее сокурсница Марина Ситникова, пожалуй, — из самых отчаянных практиканток. Они вызвались подменять операторов машинного доения и ежедневно просыпаются в три часа, чтобы в четыре-пять — к утренней дойке — уже быть в коровнике.

А вообще, ремеслом машинного доения в обязательном порядке овладевают все практиканты, равно как и учатся измерять параметры коров, изучают технологию заготовки кормов (все корма в учхозе — тоже исключительно свои, заготовленные собственными силами), собирают по округе лекарственные травы для телят. Щавель конский — от диареи, ромашка — против воспаления, клевер полезен при легочных заболеваниях, иван-чай — общеукрепляющий.

— Eще ребята и поют, и танцуют, и спортом занимаются, — говорит Альфия Хамидуллина.

Своих студентов она мотивирует успехами выпускников прошлых лет. И, надо сказать, это помогает: по крайней мере, те практиканты, с которыми мне удалось пообщаться в учхозе, сказали, что намерены остаться в профессии, на которую сейчас обучаются.

… — А как с запахом боретесь, он же в одежду впитывается? — не удержалась я от непрофильного вопроса.

— Для будущих зоотехников это как Шанель N 5, — улыбается Альфия Хамидуллина.

— Кстати, заметьте — это силос пахнет достаточно резко, — говорит Татьяна Смирнова. — Сами коровы пахнут исключительно молоком.

Eго получают по 14 тонн в день, за счет чего учебно-опытное хозяйство аграрного университета Северного Зауралья считается одним из крупнейших поставщиков продукции на молокозаводы нашего и соседних регионов.

***
фото: Практикантка Катя Хайбулина (4-й курс) измеряет параметры коровы Вильны;Быки Клубок, Факел и Татьяна Смирнова;Новорожденный теленок.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта